Кстати, эти собаки выносливее немецких овчарок и быстрее восстанавливаются после тяжелой работы. За время службы Эва, как ее ласково называют кинологи, помогла спасти не одну жизнь и продолжает успешно работать в паре со своим наставником и лучшим человеческим другом – главным спасателем, специалистом кинологического отделения РОСО Адилетом Кудайбергеновым.
– Эва, кажется, больше всех вас ждала, ей нравится общаться с людьми, особенно любит детей, – говорит Адилет Кудайбергенович. – Эва – выносливая и очень преданная собака. В нашем кинологическом отделении в основном служат собаки двух пород – овчарки и лабрадоры. У каждой своя специфика, например, овчарки лучше работают, когда надо найти людей, заблудившихся в лесу или в горной местности, и восстанавливаются после тяжелой смены гораздо быстрее лабрадоров. Лабрадоры же более медленные, но они незаменимы, когда надо порой долго и методично искать людей под завалами, например, после землетрясения, поэтому именно наши собаки полетели в Турцию вместе со спасателями. Вообще, у каждой собаки своя психология, и это нужно учитывать при работе с ней.
Адилет Кудайбергенов точно знает, о чем говорит, ведь до того как пополнить ряды спасателей, он много лет работал ветеринаром, но однажды понял, что хочет не просто лечить братьев наших меньших, но и глубже разобраться в их психологии.
– Животных люблю с детства, но в какой-то момент подумал, что просто лечить их – этого мне мало, – делится собеседник. – Хотелось теснее работать именно с собаками, ведь они – умнейшие создания и действительно могут быть людям лучшими друзьями, иногда даже кажется, что они все понимают, просто не могут говорить.
В общем, ветеринар сам не понял, как, не посоветовавшись с семьей, подал резюме в Республиканский оперативно-спасательный отряд, куда его сразу приняли как стажера, вскоре после этого он прошел трехмесячное обучение на кинолога и приступил к работе.
– Как профессиональный кинолог, многое я уже знал, так что особых трудностей не возникло. Вскоре отправился на первое задание вместе с моим первым четвероногим партнером – шоколадным лабрадором Мотей. Вместе мы спасли не одного человека. Например, однажды искали туристов, заблудившихся в горах. Совершая обход, сделали привал, а потом планировали продолжить поиски, и вдруг неожиданно собака рванула совершенно в другую сторону от той, куда мы планировали идти, и привела нас к потерявшимся людям.
Конечно, эти навыки возникают не сами собой, служебные собаки тренируются каждый день под руководством опытных кинологов, отрабатывают разные команды, также их учат не реагировать, к примеру, на кошек и правильно взаимодействовать с людьми.
– Не путайте наших собак с теми, что служат в полиции. У четвероногих спасателей агрессия сведена почти к нулю, они очень дружелюбны, никогда не укусят, им ведь приходится общаться с детьми, людьми, которые получили травмы. Очень важно делать это крайне осторожно, – объяснил Адилет Кудайбергенов.
Кстати, во время работы собаки часто рискуют собой так же, как и люди. Не зря профессии спасателей, пожарных и полицейских считают героическими. Впрочем, сами они так не считают.
– Не надо строить из себя Супермена или Бэтмена, это просто работа. Если выполнять ее в строгом соответствии с правилами, то риски можно минимизировать. Например, когда собакам приходится работать ночью, мы надеваем на них специальные жилеты со светоотражающими полосками, а если есть риск поранить лапы – специальные сапоги.
К собакам здесь относятся почти как к людям, настоящим друзьям и напарникам. Впрочем, так оно и есть. Четвероногие спасатели отвечают взаимностью. Эва не отходила от Адилета Кудайбергенова, пока мы беседовали, и беспрекословно выполняла все его команды.
Такому послушанию собак учат с детства. С ними начинают работать в возрасте от шести месяцев до года. Кстати, это могут быть и бывшие домашние питомцы.
– Хозяева наигрались со щенком и хотят его отдать – такое тоже бывает. Мы приезжаем, оцениваем психологическое состояние собаки, и если она не травмирована, то вполне можем ее забрать. Бывает, годовичков берем, обучаем, они вместе с кинологом сдают экзамен перед комиссией и потом успешно работают, становясь для нас не просто собаками, а настоящими друзьями, – добавил Адилет Кудайбергенов
Трудятся поисковые собаки в среднем восемь–десять лет, а потом выходят на заслуженный отдых. За эти годы для кинологов они становятся верными напарниками, которые никогда не бросят в беде. К слову, даже удивительно, что при такой любви к собакам дома у Адилета Кудайбергенова живут восемь кошек.
– Это все питомцы моей восьмилетней дочери Сабины, которой можно все. А для меня кормить кошек – идеальный отдых после смены. Знаете, как это прекрасно снимает стресс, – улыбается наш герой, у которого еще и два сына подрастают, и один из них мечтает пойти по стопам отца.
Автор Елена СОКОЛОВА
Статья опубликована в №92 от 02.08.2023 газеты «Вечерний Алматы» в рубрике «Спасатели не кусаются».