Уникальность их творчества в том, что вместо кисти и красок художники создают шедевры иглой и нитью. С помощью этих инструментов они вышивают уникальные полотна, посвященные самым разным темам.
В центре внимания художников – история, культура и традиции казахского народа. Многие изображения на таких полотнах метафоричны, условны или даже зашифрованы в сложных орнаментах. Порой в уникальном переплетении нитей можно увидеть целый сюжет. Например, одна из работ художника Зейнелхана Мухамеджана посвящена январским событиям. Полотно называется «Аласапыран», что в переводе с казахского языка означает «смутное время». Мастер вспоминает, что полгода только думал над образами.
– Я не смог остаться равнодушным к черным дням, которые пережил мой город, – говорит член Союза художников Казахстана Зейнелхан Мухамеджан. – Выразить свои эмоции с помощью творчества – самое логичное действие для меня. Над этим полотном я работал долго. Слишком сложная тема, причем в первую очередь эмоционально.
Впрочем, технически искусство тоже очень непростое. На создание одного произведения уходит до месяца, а иногда даже больше. Работы напоминают гобелены, но на самом деле это уникальная вышивка крючком.
– Бiз кесте – старинная и очень сложная техника. Только самые терпеливые мастера используют ее, – рассказывает Зейнелхан Мухамеджан. – Я узнал об этом уникальном виде искусства, когда, окончив художественное училище в Монголии, где я и родился, переехал вместе в девяностые годы вместе с семьей в Казахстан. Оказалось, что техника бiз кесте была практически утеряна, и мне захотелось приложить все усилия, чтобы восстановить ее. Это же наследие наших предков. Когда-то именно такой вышивкой украшали юрты, одежду и головные уборы. В своих работах я стараюсь комбинировать вышивку бiз кесте с современными техниками в живописи. Я по образованию художник и пробовал создавать работы в разных стилях, но в итоге все же сконцентрировался именно на вышивке. Слишком уж мне понравилась эта техника. Я читал много литературы, изучал разные материалы, чтобы восстановить ее.
А вот супруге художника это ремесло, можно сказать, перешло по наследству. Всеми секретами уникального мастерства с Гулжай поделилась в свое время ее мама.
– Действительно, мама была большой рукодельницей, и техникой бiз кесте владела в совершенстве. В детстве я всегда любовалась ее работами. Очень благодарна маме, что она обучила меня, поведала о секретах своего мастерства, – сказала собеседница.
Кое-какими уникальными знаниями Гульжай поделилась с супругом. Сама же мастерица создает в этой технике сумки с национальным орнаментом. Такие станут незаменимым ярким акцентом в образе любой модницы. Также мастерица украшает вышивкой предметы одежды. А начинала когда-то с небольших предметов, которыми украшала свое жилище. Однако долго скрывать талант в четырех стенах не удалось. Сегодня мастерица создает не только одежду, но также и ковры – тускиизы. Именно за них в 2010 году мастерица получила высокую награду – «Знак качества» ЮНЕСКО, а в 2014 году представляла Казахстан на всемирной выставке ЭКСПО в Париже.
Уже много лет супруги работают вместе, увековечивая уникальное казахское искусство и бесконечно вдохновляя друг друга.
Благодаря Гульжай и Зейнелхану Мухамеджан, технику бiз кесте не только удалось восстановить и сохранить в Казахстане, оригинальной вышивкой заинтересовались за рубежом. Впрочем, это неудивительно, ведь работы художников часто выставляются за границей и всегда привлекают внимание.
Кроме того, у знаменитых рукодельников сегодня много учеников, которым супруги с радостью передают свои знания и навыки, делятся секретами мастерства.
– Приятно видеть у молодежи такой большой интерес к старинному казахскому искусству. Значит мы работаем не зря, – подчеркнула Гулжай Кусман
К слову, мастерица получила высокую оценку своего творчества в Китае. В Поднебесной ей вручили диплом мастера прикладного искусства, а в кулуарах то и дело называли легендой.
Елена СОКОЛОВА