Государственный музей искусств демонстрирует раритетные иконы с периодичностью в несколько лет, но нынешняя экспозиция имеет особое значение.
Поводом к ее организации стало 150-летие Туркестанской епархии русской Православной церкви в Казахстане.
Над организацией юбилейной выставки «Древнерусское искусство» эксперты ГМИ работали совместно с Митрополичьим округом РК.
Экспозиция объединяет 67 произведений из музейного фонда с таким же количеством икон из коллекции митрополита Астанайского и Казахстанского Александра. К выставке по случаю юбилея впервые в своей истории музей выпустил каталог произведений древнерусского искусства из собственных фондов.
Торжественное открытие экспозиции прошло с участием министра информации и общественного развития РК. Аскар Умаров зачитал адрес, который направил Президент Касым-Жомарт Токаев главе Митрополичьего округа по случаю юбилея епархии: «Сегодня Митрополичий округ, будучи достойным преемником Туркестанской епархии, ведет активную просветительскую и общественную деятельность, содействует продвижению традиционных духовно-нравственных ценностей, поступательному развитию межэтнического и межконфессионального диалога.
Убежден, Православная церковь Казахстана продолжит вносить существенный вклад в укрепление единства нашего народа, взаимопонимания и согласия в обществе».
Митрополит Александр выразил признательность Президенту РК и министру за поздравление. Он подчеркнул, что одним из символов согласия служит изобразительное искусство: через знакомство с картинами, созданными художниками Казахстана в разные периоды, можно понять культуру народа и сделать уникальные открытия.
– Например, многие знают художника Николая Хлудова, который посвятил родному Казахстану, нашему Алматы, а тогда еще городу Верному множество замечательных картин, но не все знают, что этот человек обладал даром иконописца, он расписал многие храмы города Верного, создал большие картины, которые находились в Вознесенском кафедральном соборе, Никольской церкви нашего города, а сегодня хранятся в запасниках музея, – поделился митрополит, выразив надежду, что в будущем эти произведения будут отреставрированы и представлены широкому зрителю.
К слову, общее количество произведений иконописи, шедевров древнерусского искусства, находящихся на хранении в музее, составляет 161 единицу.
В преддверии открытия выставки журналистам показали фильм, в котором рассказывалось об истории формирования фонда раритетных икон и о работе по их восстановлению. Экспертами в фильме выступили искусствовед ГМИ Галина Сырлыбаева и реставратор произведений древнерусской живописи, приглашенный из России специалист Владимир Бурбицкий.
– В начале XX века к иконе стали относиться как к произведению искусства. Тогда иконы начали поступать и в частные коллекции, и в музейные собрания. В нашем музее первые экспонаты древнерусского искусства появились в 1966–1968 годах, а последние приобретения датируются 2005 годом, – коснулась истории вопроса Галина Сырлыбаева.
При этом она уточнила, что в основном в коллекции собрана иконопись XVII–XIX веков – станковые произведения и культовые предметы, выполненные из металла. Это кресты, складни, иконки, произведения металлопластики – оклады.
В период подготовки к выставке часть этих работ была отреставрирована. Как отметили в ГМИ, для восстановления икон было решено пригласить одного из ведущих специалистов этой области. Выбор пал на реставратора Владимира Бурбицкого.
– С детства моим любимым фильмом был «Андрей Рублев» Андрея Тарковского. Точно не могу сказать, как мне удалось его посмотреть, ведь фильм был негласно запрещен в советские годы. Но для меня это было фантастическим зрелищем, особенно мне нравились эпизоды, посвященные созданию икон. Сейчас, спустя десятилетия, я сам имею возможность прикасаться к этой теме, постигать секреты древних мастеров. Это, конечно, ни с чем не сравнимый процесс, – поделился Владимир Бурбицкий.
Реставратор подчеркнул, что, восстанавливая произведения древнерусского искусства, специалисты открывают для себя технологии прошлых столетий, постигают методы, которыми пользовались мастера минувших эпох.
– Казалось бы, чем древнее иконы, тем их сохранность хуже. Зачастую мы наблюдаем совсем иную ситуацию: произведения древнерусского искусства сохраняются лучше, нежели иконопись, созданная в более поздние периоды, в XIX – начале XX века. Так происходит потому, что в позапрошлом и прошлом столетии проводились эксперименты с новыми материалами и никто не знал, как они поведут себя в будущем, – объяснил специалист.
По словам реставратора, некоторые технологии по прошествии времени оказались не очень удачными и требуют от современных специалистов иных приемов, нежели при реставрации древнерусских икон.
– На рубеже XIX и XX веков стали применять гипсовый грунт. Эта технология пришла из Европы. Ее плюсом стало то, что материал можно наносить тонким слоем, он легко шлифуется, быстро застывает. Поэтому иконописцы его активно использовали, но впоследствии стало понятно, что у гипса есть и отрицательные стороны – он гигроскопичен, впитывает влагу, что приводит к разрушению грунта. Поэтому, например, традиционный клей может нанести иконе на гипсовой основе вред, и нужно использовать другие приемы, – приоткрыл секреты реставрационного дела Виктор Бурбицкий.
Специалист подчеркнул, что после восстановления произведение должно восприниматься цельно – именно в этом заключается одна из ключевых задач реставратора.
– При этом, если вы видите какие-то следы времени, это нормально. Перед нами не стоит задача замаскировать повреждения настолько, чтобы зритель говорил: надо же, иконе 300 лет, а она в идеальном состоянии. Очень важно сохранить приметы старины, – резюмировал реставратор.
Как подчеркнула Галина Сырлыбаева, хранящиеся в музее произведения древнерусского искусства, в том числе и отреставрированные иконы, можно увидеть на страницах каталога. Высококачественное издание представляет раритетные произведения во всем их величии и благородстве.
Статья опубликована в №83, от 21.07.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Светлые лики".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!