Талас Омарбеков – инициатор процесса деколонизации в Казахстане

Талас Омарбеков – инициатор процесса деколонизации в Казахстане

Уже много написано о Таласе Омарбекове, самом значительном среди своего поколения исследователе событий Великого голода в Казахстане, который имеет всемирно-историческое значение, а не является важным поворотным пунктом только лишь для советской истории или истории казахского народа. Великий голод в Казахстане был насильственным и травматическим уничтожением одного из крупнейших кочевых скотоводческих обществ в современном мире – возможно самого крупного в XX веке.


В позднесоветский период, при диктаторском правительстве, прямом наследнике того, которое стало причиной этой трагедии, не было возможности свободно и тщательно изучать современную историю казахов, как и любого другого народа или региона СССР. 


Талас Омарбеков никогда прямо не говорил мне об этом во время наших встреч, но я убежден, что именно по этой причине он решил посвятить себя изучению более древних периодов казахской истории. Ведь в других регионах Советского Союза историки, заинтересованные в изучении истории государства, в котором они жили, или в изучении современного тоталитаризма, вместо этого посвящали себя литературным исследованиям, публиковали свои исследования в самиздате или эмигрировали. 


С открытием публичной сферы в поздний советский период, а затем с обретением Казахстаном независимости, Талас Омарбеков и его коллеги наконец-то смогли посвятить себя реконструкции одной из величайших трагедий XX века – сталинского голода, который унес жизнь каждого третьего казаха в 1930-е годы. Таким образом, в сборниках архивных документов, которые он редактировал, и в монографиях, которые он написал в 1990-х годах, Талас Омарбеков создал произведения, которые неизбежны для изучения современной истории Казахстана. Талас Омарбеков, как никто другой, осознавал насильственное и колониальное происхождение культурной трансформации, навязанной сталинизмом казахскому обществу. Поэтому он не только посвятил себя копанию в архивах государственных органов и учреждений, вызвавших Великий голод, но и решил опубликовать все свои работы – по крайней мере, самые важные – на казахском языке. Выбор, рациональность которого я часто оспаривал в наших беседах, приводя аргументы в пользу важности охвата более широкой аудитории, важности понимания причин, динамики и последствий Великого голода для интерпретации советской истории в целом, истории отношений между русскими и нерусскими внутри нее, а также сравнительной ценности для анализа аналогичных событий, прежде всего украинского голодомора. 
Когда я приходил к нему, Талас Омарбеков всегда с большим спокойствием и терпением отвечал на замечания молодого студента, мало что знавшего о культурном контексте и отношениях власти, которые на протяжении десятилетий оказывали и продолжают оказывать влияние на изучение прошлого великой центральноазиатской страны. Сидя за своим столом, он передавал мне книги, статьи, сборники архивных документов и всегда был готов обсудить со мной историю своего народа, своей семьи и свою жизнь с людьми, которые, как и я, так мало об этом знали. 


С такой же щедростью Омарбеков помогал другим коллегам. Его доброжелательность и щедрость – это те черты Таласа Омарбекова, которые я всегда буду помнить и которые я стараюсь повторить в своей ежедневной работе. Доброжелательность и щедрость распространялись и на его отношения с учениками, которые явно восхищались и любили его. В декабре 1986 года, когда он был еще относительно молодым профессором в Алматы, Омарбеков вышел на улицу, чтобы защитить своих молодых студентов во время подавления протестов. В годы независимости он продолжал быть неутомимым педагогом. В такое время, когда новое поколение казахстанского общества наконец-то решительно и открыто переосмысливает вопрос о колониальном и советском наследии в построении собственного мировоззрения и властных отношениях в казахстанском обществе в прошлом веке, необходимо помнить и изучать труды таких исследователей, как Талас Омарбеков, которые стали инициаторами процесса деколонизации в сфере культуры, набравшего силу в последние годы. Хочется надеяться, что рассуждения о колониальности и деколонизации, которые Омарбеков вел непредвзято, щедро по отношению к ученым из разных культурных традиций и, прежде всего, с аналитической и исследовательской серьезностью, также в будущем будут проводиться таким же образом. Эта дискуссия уже давно носит международный характер и является важной далеко не только для казахского общества. Талас Омарбеков начал прокладывать курс, которому мы должны следовать и дальше. 


Статья опубликована в №65 от 27.05.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Исследователь Великого голода»


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

17:58

17:24

16:52

16:17

15:42

15:06

14:33

13:57

13:21

12:47

12:15

11:43

11:10

10:37

10:04

20:53

19:26

18:40

17:57

17:28

16:56

16:30

16:06

15:40

15:13