Так считает политолог, директор ТОО «Институт прикладных этнополитических исследований» Талгат Калиев.
Напомним, 4 апреля премьер-министр Алихан Смаилов сообщил новость о скором повышении цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ) на 11 процентов.
По его словам, это вызвано дефицитом нефтепродуктов по причине его контрафактного вывоза в соседние страны, где цены на него в полтора-два раза выше.
Заявление премьера заставило многих насторожиться, ведь именно повышение цен на газ в январе прошлого года послужило толчком к массовым протестам по всей стране, приведшим к трагическим последствиям.
Талгат Калиев рассказал корреспонденту «Вечернего Алматы» о том, к каким возможным последствиям может привести повышение цен на топливо.
Политолог отмечает, что подобные меры непопулярны для любой страны, поскольку способны спровоцировать рост социальной напряженности.
– Сезонный дефицит ГСМ, а, следовательно, удорожание топлива и энергоносителей происходит у нас каждый год. Это неизбежно влечет за собой повышение цен на все виды товаров народного потребления и увеличение инфляционных процессов. Однако надо понимать, что государство идет на это вынужденно, чтобы не допустить дефицита топлива, – говорит эксперт.
Одним из факторов, сказывающихся на казахстанской экономике, является то, что в соседних странах цены на дизтопливо и бензин заметно выше. Из-за этого происходят перетоки товаров в ту страну, где они дороже.
По словам Талгата Калиева, рыночное ценообразование неизбежно, поскольку в 2025 году в странах ЕАЭС будет запущен общий рынок газа, нефти и нефтепродуктов. Соответственно, цены сравняются во всех странах-участницах до максимальных значений.
Талгат Калиев
Тем не менее одновременно с механизмами повышения цен необходимо предусмотреть долгосрочные меры по оздоровлению нефтеперерабатывающего рынка, считает эксперт.
– Несмотря на то, что в Казахстане ужесточена ответственность за экспорт бензина и дизтоплива, по-прежнему происходит его вывоз в другие страны, так как выгода для отдельных бизнесменов играет решающую роль. Некоторые частники ездят каждый день, совершая по несколько рейсов за день. И людей, которые занимаются такими перевозками, много.
Государство, не справившись с контрабандой, теперь вынуждено прибегнуть к этой непопулярной мере, чтобы устранить растущую нехватку топлива. С этим явлением Таможенной службе и Погранслужбе КНБ нужно бороться, – отмечает наш собеседник.
Как считает политолог, для устранения рисков необходимо поднимать качество отечественного топлива и обратить внимание на местные НПЗ, которые практически ежегодно примерно в одно и то же время встают на ремонт, тем самым провоцируя острый топливный и логистический кризис.
– Вариантом решения проблемы могла бы стать демонополизация сферы нефтепереработки, создание условий для открытия мини-НПЗ. Увеличение конкуренции на топливном рынке повлечет за собой создание дополнительных рабочих мест и снижение цен, – резюмировал Талгат Калиев.
Статья опубликована в №44 от 06.04.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Вынужденная мера".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!