Талгат Калиев: Рост цен на дизтопливо и бензин, к сожалению, неизбежен

Талгат Калиев: Рост цен на дизтопливо и бензин, к сожалению, неизбежен

Так считает политолог, директор ТОО «Институт прикладных этнополитических исследований» Талгат Калиев. 


Напомним, 4  апреля премьер-министр Алихан Смаилов сообщил новость о скором повышении цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ) на 11 процентов. 


По его словам, это вызвано дефицитом нефтепродуктов по причине его контрафактного вывоза в соседние страны, где цены на него в полтора-два раза выше. 


Заявление премьера заставило многих насторожиться, ведь именно повышение цен на газ в январе прошлого года послужило толчком к массовым протестам по всей стране, приведшим к трагическим последствиям. 


Талгат Калиев рассказал корреспонденту «Вечернего Алматы» о том, к каким возможным последствиям может привести повышение цен на топливо. 


Политолог отмечает, что подобные меры непопулярны для любой страны, поскольку способны спровоцировать рост социальной напряженности. 


– Сезонный дефицит ГСМ, а, следовательно, удорожание топлива и энергоносителей происходит у нас каждый год. Это неизбежно влечет за собой повышение цен на все виды товаров народного потребления и увеличение инфляционных процессов. Однако надо понимать, что государство идет на это вынужденно, чтобы не допустить дефицита топлива, – говорит эксперт. 


Одним из факторов, сказывающихся на казахстанской экономике, является то, что в соседних странах цены на дизтопливо и бензин заметно выше. Из-за этого происходят перетоки товаров в ту страну, где они дороже. 


По словам Талгата Калиева, рыночное ценообразование неизбежно, поскольку в 2025 году в странах ЕАЭС будет запущен общий рынок газа, нефти и нефтепродуктов. Соответственно, цены сравняются во всех странах-участницах до максимальных значений. 



Талгат Калиев


Тем не менее одновременно с механизмами повышения цен необходимо предусмотреть долгосрочные меры по оздоровлению нефтеперерабатывающего рынка, считает эксперт. 


– Несмотря на то, что в Казахстане ужесточена ответственность за экспорт бензина и дизтоплива, по-прежнему происходит его вывоз в другие страны, так как выгода для отдельных бизнесменов играет решающую роль. Некоторые частники ездят каждый день, совершая по несколько рейсов за день. И людей, которые занимаются такими перевозками, много.


Государство, не справившись с контрабандой, теперь вынуждено прибегнуть к этой непопулярной мере, чтобы устранить растущую нехватку топлива. С этим явлением Таможенной службе и Погранслужбе КНБ нужно бороться, – отмечает наш собеседник. 


Как считает политолог, для устранения рисков необходимо поднимать качество отечественного топлива и обратить внимание на местные НПЗ, которые практически ежегодно примерно в одно и то же время встают на ремонт, тем самым провоцируя острый топливный и логистический кризис. 


– Вариантом решения проблемы могла бы стать демонополизация сферы нефтепереработки, создание условий для открытия мини-НПЗ. Увеличение конкуренции на топливном рынке повлечет за собой создание дополнительных рабочих мест и снижение цен, – резюмировал Талгат Калиев. 


Статья опубликована в  №44 от 06.04.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Вынужденная мера".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

19:26

18:40

17:57

17:28

16:56

16:30

16:06

15:40

15:13

14:48

14:26

14:03

13:40

13:18

12:53

12:31

12:21

12:09

11:47

11:25

11:03

10:38

10:16

10:04

09:36