В свой 88-й сезон театр, как и прежде, будет представлять разноплановый репертуар – оперные и балетные спектакли классиков мировой и казахстанской музыки.
При этом в театре остаются верны своей традиции и наряду с постановкой новых произведений здесь будут восстанавливать спектакли, представляющие культурное достояние страны.
Так, в этом году в репертуар будут возвращены одна оперная постановка и один балет. О ходе этой работы и других задачах на текущий сезон нам рассказал директор КазНАТОБ имени Абая Таир Каратаев.
– Театр открыл сезон гастролями в Нур-Султане. Как бы вы их оценили?
– Поездка в столицу была очень важна для всего коллектива, ведь спектакли на сцене театра Astana Opera фактически стали первыми живыми гастролями за два года. Сегодня не только наш театр, но и весь мир живет в состоянии ожидания. Ввиду всемирного карантина корректировались планы. Так, у нас отменилась поездка в Семей в год празднования 175-летия Абая, другие намеченные проекты. На паузу были поставлены зарубежные поездки, которые готовил театр и очень ждал наш коллектив. Поэтому, как только появилась возможность выезжать, мы приложили все усилия, чтобы гастроли в Нур-Султане состоялись. Сейчас, когда поездка в столицу позади, мы можем с уверенностью сказать, что она была успешной. Об этом говорит и теплый прием, оказанный публикой, и отзывы наших коллег, присутствовавших на спектаклях, и, конечно, материалы СМИ, вышедшие по итогам гастролей.
– Какие премьеры и когда планирует выпустить театр в наступившем сезоне?
– В решающую фазу вступила подготовка к первой премьере сезона – опере Верди «Аида». Спектакль запланирован на конец осени. Далее зрителей ждет восстановленная опера Еркегали Рахмадиева «Абылай хан». Параллельно с работой над этими спектаклями проходят репетиции еще одной будущей премьеры – оперы Генри Перселла «Дидона и Эней». Она намечена на середину зимы.
Также в планах театра до конца сезона вернуть на сцену исторический балет Тимура Мынбаева «Фрески» и завершить сезон оперой Моцарта «Свадьба Фигаро». Как видите, планы обширные, и в их воплощении будет задействован весь творческий состав, наши приглашенные партнеры и производственные цеха. Однако хочу подчеркнуть, что, готовя новые постановки, мы не забываем о текущем репертуаре.
– Вы затронули тему исторических постановок. Какие еще спектакли планируется возродить в театре?
– Восстановление исторических постановок – важная традиция нашего театра. Она, как было сказано, продолжится и в нынешнем сезоне. Начну с оперы «Абылай хан». Это произведение написано нашим классиком Еркегали Рахмадиевым, премьера состоялась в начале 2000-х. Сюжет спектакля повествует об истоках становления государственности на просторах Казахской степи, поэтому, думаю, что восстановленная опера станет хорошим подарком казахстанцам к 30-летию независимости страны.
В этом сезоне также запланировано возродить балет Тимура Мынбаева «Фрески». Сюжет спектакля состоит из девяти глав – оживших фресок: «Каменные бабы», «Нашествие Иш-Кузов», «Великое Язу (Великое Писание)», «Дикая охота», «Преступление Ишпака», «Ристалище», «Тризна», «Самопожертвование Шамхат» и «Избрание нового хана». Каждая глава – это отдельный элемент спектакля.
Спектакль, премьера которого состоялась 40 лет назад в Ленинграде, стал результатом совместного творчества больших дарований: музыка Тимура Мынбаева, хореография Заурбека Райбаева, сценография Евгения Сидоркина. Для своего времени это была новаторская постановка. Смелый, пронизанный новизной музыкального языка, необычной хореографией и уникальным сценографическим решением, спектакль «Фрески» громко заявил о себе. Думаю, что новаторский дух спектакль сохраняет и сегодня.
Добавлю, что над восстановлением хореографии кропотливо работает ученица Заурбека Райбаева – художественный руководитель балетной труппы, народная артистка Гульжан Туткибаева.
– Какими критериями руководствуется театр, когда строит планы на сезон?
– Планирование сезона – многоуровневая работа. Она начинается задолго до того, как театр опубликует афишу. Сегодня премьерные планы расписаны на несколько лет вперед. То же касается зарубежных гастролей и других проектов.
Процесс планирования заключает в себе математические и творческие задачи. Говоря о цифрах, необходимо помнить о том, что традиционно театр дает четыре события в неделю – две оперы и два балета. Это более 100 спектаклей в год. К этому плану добавляются детские спектакли, а также вокальные или инструментальные концерты. Их число увеличивается в тот период, когда основная сцена закрыта для работы над премьерными постановками. Творческая сторона вопроса состоит в том, чтобы сформировать разноплановый репертуар, чтобы у публики была возможность посетить спектакли казахских, русских, мировых композиторов, увидеть разножанровые постановки – драматические, комические. Неотъемлемую часть репертуара составляют сезонные спектакли. К примеру, по традиции мы всегда открываемся оперой Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди «Абай» и балетом Петра Чайковского «Лебединое озеро». Новогодний период невозможно представить без праздничных спектаклей, таких как «Щелкунчик» Чайковского и «Золушка» Джоаккино Россини. И это лишь верхушка верстки сезона, ведь чем глубже погружаешься в этот процесс, тем больше возникает вопросов. И здесь нет мелочей, все детали нужно держать в сфере внимания.
– Какая программа запланирована для детей? Есть ли в театре детский абонемент?
– С 2019 года в театре появилось несколько типов абонементов, часть которых была разработана специально для детской и школьной аудитории. Как показала практика, это очень хорошая инициатива. Например, в школьный абонемент специально были включены спектакли по произведениям учебной программы – «Евгений Онегин», «Ромео и Джульетта», «Абай». Придя в театр перед началом спектакля, школьники могли послушать небольшой рассказ о предстоящих спектаклях. «Абонемент в дни школьных каникул» был рассчитан на школьников младших классов. В его рамках можно было посетить экскурсию по театру, мастер-классы по хореографии и актерскому мастерству, побывать в роли артиста дневного спектакля и посетить вечернюю постановку. На сегодняшний момент абонементы у нас находятся с «состоянии ожидания», но мы надеемся их возобновить.
– До пандемии в театре проходили лектории в Галерее Arte. Рассматривались ли планы вернуться к таким проектам в онлайн-формате?
– Эти планы не только рассматривались, но и в период пандемии даже реализовывались. У нас выходили специальные выпуски, в которых мы подробно рассказывали о наших спектаклях, приоткрывали завесу производственного процесса, выходили в эфир с беседами об уникальном нотном архиве и так далее. Эти выпуски пользовались большим интересом зрителей. Кто знает, быть может, в будущем мы вернемся к тому, чтобы создать серию высококачественных видеолекториев и экскурсий.
– В минувшем сезоне театр обратился к жанру монооперы, планируются ли в ближайшей перспективе подобные постановки?
– Обращение к жанру монооперы явилось как творческим решением, так и сугубо практическим, связанным с карантином. Было сложно предугадать, как продолжится работа театра после весеннего локдауна, во время репетиций требовалось соблюдать социальное расстояние. Формат моноопер в этом плане помог нам – на сцене присутствует минимальное количество артистов, монооперы – мобильный жанр. И это давало нам надежду, что спектакли в этом жанре помогут нам продержаться в сложный период. И, надо сказать, нам все удалось, проект оказался успешным. Вместе с тем в ближайших планах театра только спектакли с большими составами.
Статья опубликована в № 116 25.09.2021 газеты "Искусство с историей".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!