«Спартак» стоит особняком в репертуаре театра.
«Спартак» стоит особняком в репертуаре театра – в 1970-е казахстанский балетмейстер Заурбек Райбаев обратился к теме балета с благословления композитора. Более того, народный артист СССР Арам Хачатурян сам выступил постановщиком музыкальной части, в 1974 году лично приезжал в Алма-Ату и дирижировал премьерными спектаклями. Балет не только вошел в репертуар театра, но и стал одним из символов отечественного хореографического искусства. Исполнитель партии Спартака Рамазан Бапов через несколько лет после премьеры был удостоен звания народного артиста СССР. Спектакль стал знаковым и в карьере других солистов первых составов – Раушан Байсеитовой, Людмилы Рудаковой, Эдуарда Мальбекова, Сары Кушербаевой.
В последние годы постановка не шла в основном репертуаре – театр вынашивал идеи по ее обновлению, и лишь в этом году, пройдя сквозь сложности пандемии, КазНАТОБ имени Абая воплотил задуманное.
Несмотря на то, что в современном спектакле вплоть до мелочей восстановлена хореография народного артиста Казахской ССР Заурбека Райбаева, в театре настаивают, что обновленный спектакль является премьерным: зрителю предложена абсолютно новая сценография.
– Работая над спектаклем, мы не имели права менять хореографический текст – сохранили хореографию в том виде, в каком она была у Заурбека Мулдагалиевича. Но поскольку спектакль – это живой организм, было решено создать новые декорации, – ввела в курс дела ученица Заурбека Райбаева, главный балетмейстер театра народная артистка Казахстана Гульжан Туткибаева.
В качестве художника-постановщика театр пригласил своего давнего партнера народного художника России, лауреата государственных премий РФ и РК Вячеслава Окунева.
– Перед тем как приступить к разработке эскизов, я посмотрел запись исторической постановки патриарха казахстанского балета Заурбека Райбаева. Спектакль мне показался очень интересным, хореографический язык закладывал большие возможности для работы сценографа, – поделился Вячеслав Окунев.
По словам художника, в декорациях он стремился создать образ Рима как Вечного города – с крупными каменными сооружениями, знаменитой Аппиевой дорогой, которая была главной транспортной артерией Древнего Рима, именно по ней вместе с боевыми колесницами римляне отправлялись в военные походы и победоносно возвращались, ведя с собой закованных в цепи рабов.
Возвращаясь к теме хореографии, Гульжан Туткибаева напомнила, что Заурбек Райбаев создавал спектакль, находясь под впечатлением от постановки «Спартака» Юрия Григоровича в Большом театре, – это балет, где новаторские хореографические формы осмыслены сквозь призму классики. Так же, как и у Григоровича, в алматинской постановке показаны волевые мужские образы, солисты демонстрируют атлетизм, мужественность. Очень выразительны и женские образы – это героини, готовые к борьбе за свое счастье.
Между тем приемы российского хореографа присутствуют в спектакле Райбаева, как цитаты, на основе которых казахстанский балетмейстер развил собственные идеи, расставил собственные хореографические акценты. Поэтому версию Заурбека Райбаева можно считать полноправным самостоятельным спектаклем.
– Постановок балета «Спартак» в мире наперечет. Самым первым, в 1956 году, стал спектакль ленинградского хореографа Леонида Якобсона, затем в 1958 году свою постановку представил Игорь Моисеев. Юрий Григорович поставил балет «Спартак» в 1968 году, а в 1974 году состоялась премьера постановки Заурбека Райбаева. Таким образом, наш театр вошел в число немногочисленных коллективов, обратившихся к этому объемному хореографическому полотну, – рассказала Гульжан Туткибаева.
В постановке участвует два творческих состава – партию Спартака исполняют Аркат Аширбек, Азамат Аскаров; образ Краса воплощают Рахим Даиров, Нельсон Пенья; в образе Фригии выступают Айман Егисбаева, Жанель Тукеева; в партии Эгины – Малика Ельчибаева, заслуженный деятель РК Гульвира Курбанова.
– Каждый артист – яркая индивидуальность, у нас два очень интересных Спартака, они сочетают лиризм и мужественность, то же самое можно говорить об исполнителях образа Краса, – сказала балетмейстер-постановщик, особо отметив большую работу, проделанную солистками. – Партии очень сложны и требуют серьезной физической, технической и артистической подготовки. В редакции Григоровича основной акцент делается на образ Фригии, а у Заурбека Райбаева усилена и без того очень сложная партия Эгины.
Дирижером-постановщиком спектакля выступил заслуженный деятель РК Ерболат Ахмедьяров. Дирижер признался, что испытывал большое волнение при работе с исторической партитурой, на страницах которой сохранились пометки самого Арама Хачатуряна.
– Музыка Хачатуряна создает атмосферу всего балета и является экзаменом на профессионализм для каждого музыканта в отдельности и для всего оркестра, – считает дирижер. – Эта партитура определила музыкальные тенденции на много поколений вперед, вдохновила на творчество голливудских композиторов Джона Уильямса и Ханас Циммера, писавших музыку для исторических фильмов. Невозможно не влюбиться в музыку, когда она так прекрасна.
Директор КазНАТОБ имени Абая Таир Каратаев сказал в заключение, что постановка Заурбека Райбаева является одним из символов отечественного балета, гордостью казахстанского хореографического искусства.
Премьерные спектакли завершили нынешний сезон и откроют следующий – осенью этого года.
Статья опубликована в №80, от 03.07.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Возвращение легенды".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!