Театр имени Мухтара Ауэзова завершил сезон спектаклем «Пері қатын»

Театр имени Мухтара Ауэзова завершил сезон спектаклем «Пері қатын» Фото Кайрата КОНУСПАЕВА

Казахский национальный академический театр имени Мухтара Ауэзова завершил сезон спектаклем «Пері қатын» по Бертольду Брехту.


В основу сюжета легла пьеса «Мамаша Кураж и ее дети». Режиссером выступил Елик Нурсултан, который с успехом поставил спектакль «Шағала» по пьесе Чехова на сцене ТЮЗа имени Мусрепова. Для режиссера выбор драмы Бертольда Брехта был закономерным. Елик Нурсултан настаивает: Брехт входит в тройку выдающихся драматургов всех времен и народов, двое других – Шекспир и Чехов.

Режиссеру Брехт интересен своими творческими экспериментами – в своей системе, получившей название «Эпический театр», немецкий драматург и теоретик театра «сломал четвертую стену». Кроме того, по Брехту, в творческом процессе актеры должны сформулировать собственную позицию по отношению к своим героям и к всему действию.

К слову, если действие пьесы «Мамаша Кураж и ее дети» происходит в конкретный исторический период – Средневековье, когда Европа была погружена в пучину 30-летней войны, то в спектакле «Пері қатын» время и место действия намеренно не определено.





Режиссер отмечает, что действие спектакля может происходить в любую историческую эпоху и в любой точке земли, ибо люди во всем мире похожи, хотя и говорят на разных языках. По этой причине режиссер внес небольшие ремарки в драматургическую канву, придумав героям нейтральные имена. К примеру, главная героиня (в оригинале Анна Фирлинг) носит имя Пері қатын, ее немая дочь (в оригинале Катрин) – Балауса.

Елик Нурсултан предложил зрителям Ауэзовского театра «сказку», вымышленную историю, которая в то же время очень жизненна и правдоподобна, побуждает к анализу и вызывает живые переживания.

По сюжету спектакля маркитантка Пері қатын вместе с двумя сыновьями и немой дочерью скитается по дорогам войны, ведет бизнес – продает провизию и обмундирование солдатам, готовит им. Война позволяет ей держаться на плаву, но в то же время это и ее трагедия.

Декорации спектакля сведены к минимуму. Основной элемент – металлическая конструкция. Она символизирует фургон героини Пері қатын и ее детей, в то же время она метафорически означает душевную и физическую ношу, которую герои вынуждены нести с собой по жизненному пути.





В течение спектакля героиня пытается уберечь своих детей от полыхающего мира, но это ей не удается – война поочередно уносит их...

Режиссер отмечает, что сегодня брехтовский сюжет актуален как никогда. Мировой войны нет, но идет некое невидимое противоборство – пандемия, всемирные информационные конфликты. Эти процессы принято называть глобальными вызовами, но они являются испытанием для каждого отдельного человека: проходя сквозь турбулентность времени, нужно прилагать усилия, чтобы оставаться человеком, не только выжить физически, но и не потеряться в этом мире.

Режиссер отмечает уникальность сценического языка Брехта – это «театр провокаций», где душа актеров и зрителей должна трудиться, чтобы осмыслить происходящее и сделать собственные выводы.

Несмотря на молодость, Елик Нурсултан – режиссер с творческим багажом. Выпускник Жургеновки, он в разное время ставил спектакли в театрах страны, по окончании докторантуры получил степень PhD, преподает, является деканом факультета театрального искусства родного вуза.

Елик Нурсултан – постановщик с узнаваемым творческим почерком: прежде всего это метафоричность и своеобразный стилевой фьюжн. Так же, как и в спектакле «Шағала», в постановке по Брехту много иносказаний, Елик Нурсултан экспериментирует, чтобы языком метафор пробиться к потаенным слоям драматургии Брехта. Слоев этих немало. Как известно, Брехт работал над пьесой постоянно и даже после премьеры вносил в нее коррективы. Так, в первых версиях Мамаше Кураж было не чуждо сострадание – Брехт ввел эпизод, когда героиня бесплатно раздает материю солдатам. Но, как впоследствии писал Брехт, после первой премьеры ему показалось, что нужно усилить жесткость характера героини, и он убрал этот эпизод. Вместе с тем в спектакле Ауэзовского театра прослеживается человечность героини, в особенности по отношению к детям – к немой дочери, которую она старается оберегать от жестокости окружающей действительности.

В финале постановки, пережив цепочку трагедий, главная героиня вновь впрягается в свою ношу. Она идет вперед, она не опускает руки, и это вселяет надежду.

В двух составах спектакля заняты представители разных поколений театра. В их числе заслуженный деятель Казахстана Данагуль Темирсултанова, заслуженный деятель РК Дария Жусип, Индира Мендибаева, Кайрат Набиолла, Куаныш Бейсагалиев, заслуженный деятель РК Бауржан Каптагай, заслуженный деятель РК Омар Кыйкимов.

Премьерные спектакли «Пері қатын» прошли с аншлагами. «Пандемийный» сезон, когда театр вынужден был прерывать сезон и проводить репетиции в строгих рамках карантина, оказался, несмотря ни на что, плодотворным и богатым на постановки.

Так, в феврале труппа представила самобытные спектакли «Оң қол», «Екеумiз», «Барымен базар» и «Туған күн». Постановка «Пері қатын» пополнила список ярких премьер этого года. Старейший драматический театр страны показывает, что, храня традиции и почитая заветы корифеев, он готов к творческим экспериментам и поиску новых форм.

Статья опубликована в №83, от 13.07.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Сюжет всех времён".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

17:24

16:52

16:17

15:42

15:06

14:33

13:57

13:21

12:47

12:15

11:43

11:10

10:37

10:04

20:53

19:26

18:40

17:57

17:28

16:56

16:30

16:06

15:40

15:13

14:48