Депутат предложил уточнить ключевые конституционные нормы, сообщает Vecher.kz.
Депутат Мажилиса Республики Казахстан, член фракции партии «AMANAT» Марат Башимов выступил с рядом предложений в рамках обсуждения проекта Конституции, заявив о необходимости упростить формулировки Основного закона и уточнить ряд принципиальных положений, касающихся государственной власти и международных обязательств.
Первое предложение депутата касается нормы о единой государственной власти и ее разделении на законодательную, исполнительную и судебную ветви. По мнению Марата Башимова, упоминание «системы сдержек и противовесов» в тексте Конституции требует пересмотра.
«Предлагаю в статье о единой государственной власти, ее разделение на три ветви, законодательную, судебную и исполнительную, исключить слова с использованием «системы сдержек и противовесов». Данные требования относятся не только к трем ветвям власти, но и к другим государственным органам и должностным лицам, выполняющим от имени государства властные функции и полномочия. Текст Конституции должен быть простым и понятным народу. Кроме того, в юридической науке рассматриваются и другие требования, и инструменты, которые обязательны», - заявил мажилисмен на пятом заседании Комиссии по Конституционной реформе в четверг.
Он напомнил, что концепция «системы сдержек и противовесов» была сформулирована почти 300 лет назад Шарлем Луи де Монтескье, однако с тех пор государственно-правовые отношения существенно изменились.
«Жизнь и развитие общественных отношений вносят свои коррективы и в понятие ветви власти, и в понятие системы «сдержек и противовесов». Появились понятия конституционная власть, президентская власть, контрольная власть и другие. Ученые многих стран поднимают такие актуальные вопросы. Сам же я при защите докторской диссертации по конституционному праву также сталкивался с этими вопросами», - отметил Марат Башимов.
Депутат подчеркнул, что действующая Конституция уже содержит механизмы взаимодействия и взаимного контроля между ветвями власти, включая институт парламентского контроля.
«Президент Казахстана обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Для реализации своей координирующей функции президент Республики Казахстан может использовать предоставленные ему конституционные полномочия по различным сферам общественных отношений. Таким образом, взаимодействие ветвей государственной власти – процесс сложный и ответственный. Он выражается в согласовании различных вопросов и в выстроенных механизмах контроля, например, институт парламентского контроля», - сказал он.
По мнению мажилисмена, упоминание «системы сдержек и противовесов» следует рассматривать не как самостоятельный принцип, а как имманентный элемент взаимодействия властей.
Второе предложение Марата Башимова касается соотношения международных договоров и национального законодательства. Он отметил, что вопрос приоритета международных обязательств должен решаться с учётом специфики каждого договора и роли парламента.
«Без ратификации парламентом, как представительным органом всего народа с законодательными функциями, любой международный договор не имеет юридической силы на территории Казахстана. Ратификация означает завершающий этап одобрения государством и только тогда международное соглашение становится частью законов нашей страны», - подчеркнул депутат.
Марат Башимов напомнил, что парламент, действуя от имени народа, вправе не ратифицировать международные договоры, если они не соответствуют основным принципам Конституции.
«Ни международный контроль, ни международное обязательство нельзя рассматривать как ограничение суверенитета, суверенной воли народа или государства. Поэтому в статье первые два закона о международных договорах Республики Казахстан уже четко и однозначно установлены основные принципы заключения, выполнения, изменения, прекращения и приостановления действий международных договоров», - заявил он.
В завершение выступления депутат предложил закрепить в Конституции четкую и понятную норму о том, что порядок действия международных договоров определяется законами Республики Казахстан как актами высшей юридической силы.