Здание в форме терема с резными узорами, где сегодня размещается Музей Алматы, является образцом городской деревянной архитектуры второй половины XIX века.
Оно было построено по проекту архитектора Поля Гурдэ в 1892 году на тогдашней южной окраине Верного – пересечении улиц Мещанской и Солдатской – ныне Кабанбай батыра (бывшая Калинина) и Мауленова (Интернациональная).
Приют был возведен по инициативе военного губернатора Семиреченской области Герасима Колпаковского: с развитием переселенческого движения в Туркестанский край из центральных регионов России в городе выросло количество беспризорных детей. Случалось, что переселенцы, не выдержав тягот длительного переезда, умирали, а оставшиеся без родителей дети выживали как могли. Кроме того, некоторые семьи не могли себя найти на новом месте и остро нуждались.
Особняк по проекту Гурдэ стал вторым зданием городского приюта – первое было открыто 28 октября 1879 года в неприспособленном помещении на территории Большой станицы.
Тесное здание не способно было вместить в себя всех нуждающихся, а число воспитанников все прибывало. Так, по данным краеведа Александра Лухтанова, которые он приводит в своей книге «Верный и Семиреченская область», если к открытию в приют было зачислено 10 детей, то через два месяца, к началу 1880 года, в нем уже проживал и обучался 21 ребенок.
Ситуацию усугубило землетрясение 1887 года – оно сделало дом непригодным для проживания.
Поэтому на городском уровне был поднят вопрос о проектировании и строительстве нового приюта, где дети могли бы не только жить и осваивать общеобразовательные предметы, но и обучаться ремеслам.
Однако денег на проектирование в казне Семиреченской области не было.
Городской архитектор Поль Гурдэ взялся осуществить проект нового здания приюта на безвозмездной основе.
Своей должностью он был обязан Колпаковскому: в 1875 году военный губернатор пригласил француза на работу в столицу Семиречья из Ташкента, где тот оказался без средств к существованию.
Однако Павел Васильевич, как его называли в городе, взялся помочь не только из благодарности губернатору – он сам видел острую необходимость в открытии приюта со школой и ремесленным отделением.
– Гурдэ был человеком просвещенным, работал с детьми – преподавал черчение, французский язык, поэтому он понимал важность образования для развития города, – высказывалась ранее ведущий научный сотрудник Музея Алматы КГКП «Объединение музеев г. Алматы» Гульмира Билялова.
Работая над чертежами, архитектор взял за основу русский стиль – ответвление модерна – очень популярное в патриархальных городах стилевое направление. Стиль предполагал возведение зданий в форме русских теремов с наличниками, массивными дверьми, резьбой на фасаде, лопатками в простенках, другими элементами старинной деревянной архитектуры, пришедшими в Россию из Византии.
«…крепкая, как орех, русская изба с резными подоконниками и широкими воротами» – так описывал верненские дома в русском стиле Юрий Домбровский в своем романе «Хранитель древностей».
А в книге «Свод памятников истории и культуры города Алматы» дается такое описание архитектурных особенностей приюта работы Гурдэ: «Одноэтажное, прямоугольное в плане, бревенчатое здание на бутовом фундаменте с подвалом. Главный фасад имеет симметричное трехчастное построение, выделенное ризалитами. Пластику фасада создает по горизонтали полоса частых окон, по вертикали – лопатки в простенках. Окна обрамлены развитыми наличниками».
Своеобразным архитектурным почерком Гурдэ были большие окна – чтобы пространство комнат наполнялось естественным светом.
Представительность зданию придавала домовая Александро-Мариинская церковь, рассчитанная на 400 человек. К слову, храм был расписан одним из основоположников изобразительного искусства региона художником Николаем Хлудовым, который также участвовал в росписи иконостаса Свято-Вознесенского кафедрального собора.
Терем стал одним из первых образцов сейсмостойкого строительства. Как отмечала Гульмира Билялова, дополнительную устойчивость зданию придали опирающиеся на фундамент кирпичные колонны – сегодня они усилены металлическими конструкциями.
В своем проекте архитектор выполнил все пожелания заказчика – Областного правления и попечительского совета приюта. Так, в боковых крыльях здания располагалось общежитие, школа с тремя отделениями, мастерские кройки и шитья для девочек, сапожного и переплетного мастерства для мальчиков.
Кроме того, территория приюта располагала дополнительными помещениями, где находились баня и ледник для хранения продуктов.
На месте нынешнего стадиона «Динамо» были обустроены сад и огород, где дети осваивали сельское хозяйство. К слову, расположенный по нижней стороне Кабанбай батыра сосновый сквер был высажен воспитанниками приюта в 1911 году.
Приют, попечительский совет которого возглавлял сам военный губернатор, содержался за счет ренты на государственные ценные бумаги и благодаря пожертвованиям. К слову, заботу о приюте проявляли известные жители города. Так сохранился документ, согласно которому чиновник по особым поручениям при генерал-губернаторе Николай Пантусов завещал приюту очень большую по тем временам сумму – 16 тысяч 500 рублей.
Первые годы функционирования приюта пришлись на большую сейсмическую активность в регионе, и здание в целом прошло проверку на сейсмостойкость, но все же во время землетрясения 28 декабря 1910 года с церкви сорвался главный колокол, который пробил кровлю. Полностью церковь так и не восстановили, а в 1927 году снесли вовсе.
В советское время приют перевели в Иссык, но его здание продолжило свою историю. С июня 1929 года здесь размещался переведенный из Кызылорды Дом правительства Казахской АССР, различные медицинские учреждения, включая первую детскую клиническую больницу. В 1980-х здесь поселилось медицинское училище, впоследствии переименованное в медицинский колледж.
В 2016 году дом был отреставрирован и отдан Музею Алматы. В экспозиции обустроен уголок, где можно познакомиться с историей здания и биографией его архитектора.
Сегодня расположенный в самом центре мегаполиса деревянный терем органично сосуществует с современными зданиями, символизирует преемственность поколений и уважение города к своей истории.
Статья опубликована в №3, от 18.01.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Терем с историей".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!