В истории Казахстана немало белых пятен и неточностей, еще не полностью возвращены имена великих сынов народу, в том числе деятелей «Алаш-Орды».
Среди плеяды казахской интеллигенции конца XIX – начала XX в., таких как Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов, Жакып Акпаев, Мустафа Шокай, Халел Досмухамедов и других, особо выделяется фигура Жаханши Досмухамедова, а его государственные и правовые взгляды и ведущая роль в формировании правовой концепции «Алаш» и образовании «Алаш-Орды» представляют неподдельный интерес.
Жаханша Досмухамедов окончил Уральское Реальное училище. Далее он продолжает обучение на юридическом факультете престижного высшего учебного заведения – в Императорском Московском университете. В этот период весь цвет казахской молодежи был сосредоточен в таких крупных российских городах, как Москва, Санкт-Петербург, Томск, Омск, Оренбург и т.д. Перспективному юноше оказал поддержку в поступлении в этот университет старшина аула № 1 Джамбейтинской области и Военный губернатор Уральской области, которые обращались с письмами на имя ректора Императорского Московского университета. Сам ректор также поддержал кандидатуру Досмухамедова, зачислив в число студентов без сдачи экзамена по латинскому языку. Даже со стороны Министерства народного просвещения была оказана поддержка, так как стране нужны были образованные молодые люди из числа казахов.
Именно в студенческие годы под влиянием происходивших в России и мире событий формируется его мировоззрение. Он изучает общественно-политическую и правовую литературу, научные труды российских и зарубежных ученых, прогрессивные идеи американских, европейских и русских мыслителей, а также приобретает навыки ораторского искусства. Особое внимание он уделяет изучению казахского обычного права и взглядам казахских мыслителей, выдвигавших идеи сохранения национальной самобытности, этнической целостности народа, справедливости.
Если посмотреть на жизненный путь Жаханши Досмухамедова, то можно убедиться, что его ум занимали вопросы управления обществом и государством, исследования сущности власти, соотношения государства и гражданского общества, проблемы национального самоопределения, прав человека и развитие государства по пути демократии. Но основой политической деятельности профессионального юриста было стремление сохранить национальную самобытность в условиях объективно необходимой модернизации, соединить традиционные духовные ценности с началами европейской демократии и достижениями общечеловеческой цивилизации, необходимые для образования независимого национального государства.
Успешно окончив вуз, он некоторое время работает у себя на родине, публикует критические статьи под общим названием «Несколько слов о киргизском обычном праве и народном суде» в нескольких номерах газеты «Уральский листок». Благодаря профессионализму и глубоким знаниям права он переходит на работу в прокуратуру. Пролистывая пожелтевшие от времени архивные документы, окунаешься в прошлое, которое раскрывает жизненный пусть одного из лидеров «Алаш-Орды»: вначале Жаханша исполняет обязанности помощника секретаря уголовного отделения и мирового судьи, а летом 1912 года работает старшим кандидатом на должность при Омской судебной палате с откомандированием для исполнения обязанности мирового судьи 10-го участка Барнаульского уезда. В 1913 году его переводят на ту же должность в 1-й участок Змеиногорского уезда, а осенью 1913 года приглашают на работу в прокуратуру в Барнаул. В марте 1914 года он был назначен Товарищем Прокурора Томского окружного суда по Каинскому уезду.
В этот период происходят знаменательные события и в его личной жизни, он встречает свою судьбу и женится на русской девушке Ольге. С Ольгой Константиновной Пушкаревой Жаханша пройдет жизненный путь до конца, пока не будет репрессирован, а она продолжит борьбу за восстановление его честного имени и добьется своего…
Несмотря на хорошие перспективы в плане карьерного роста в России, Жаханша Досмухамедов возвращается в Казахский край, желая быть вместе с народом и приложить все свои силы и знания по реализации идеи образования автономного национального государства. Именно Жаханше Досмухамедову как профессиональному юристу принадлежит ведущая роль в формировании правовой концепции «Алаш».
Велика роль Жаханши Досмухамедова в объединении мусульман России, так как он был избран заместителем председателя Всероссийского мусульманского совета, членом предпарламента Временного совета, образованного при Временном правительстве, и членом особого совещания по выработке закона об Учредительном собрании, принимал активное участие в организации и проведении мусульманских съездов.
На западе Казахского края под его руководством было образовано правительство «Уильский оляят», после реорганизованное в Западное отделение «Алаш-Орды». Под его руководством фактически осуществлялось автономное управление краем: создан аппарат управления, прокуратура, суд, народная милиция, армия, действовали банк, тюрьма и охрана, введена система налогов, то есть были заложены все условия для образования самостоятельной государственности. По его инициативе впервые были открыты две юнкерские школы по подготовке офицеров из казахов – в Уиле (Актюбинская область) и Джамбейты (Западно-Казахстанская область). Также по его инициативе была образована народная милиция и сформирована армия. Жаханша Досмухамедов, как и Мустафа Шокай, поддерживал идею объединения народов, предлагая ориентироваться на узбеков, туркмен, башкиров и вообще на Туркестан как родственный по составу населения регион.
В составе Государственной Думы формируется мусульманская парламентская фракция, комитет «Шураи-Ислам», где он занимает лидирующую позицию. Руководствуясь только принципами миротворческой политики, он выносил на обсуждение во Всероссийский мусульманский совет (ВСМ) и включал в повестку дня областных съездов земельный вопрос, отстаивая свою позицию о необходимости предоставления должности министра земледелия для представителей мусульманских народов, так как самым важным вопросом являлся земельный.
Сохранение национальной самобытности народа и воспитание национальных чувств были началом политических идей Досмухамедова. Он отстаивал свои позиции, отмечая, что казахи имеют опыт, до перехода территории Казахстана в российское подданство они управлялись самостоятельно. Взяв на вооружение многие теоретические положения классического западного либерализма, идеи о свободе личности, права каждого человека на жизнь, свободу, равенство всех перед законом, он поднимал вопрос об образовании национального государства и представлял, что на территории Казахского края в будущем будет образовано независимое государство. Базовыми условиями образования любой государственности являются этнический фактор, язык, территориально-географическая среда, историко-культурное и духовное богатство народа.
Большое внимание Жаханша Досмухамедов уделял положению женщин, он хотел видеть казашек образованными и имеющими широкие политические права, указывал на необходимость выведения женского вопроса из-под влияния казахских обычаев и суда биев, выступая за отмену калыма и предоставление казахским женщинам права распоряжаться своей судьбой.
Через призму общественно-политической деятельности Досмухамедова можно увидеть его взгляды на формирование гражданского общества, где люди подчиняются законам государства, но и государство учитывает интересы личности. Эта концепция связана с идеей индивидуальной свободы, неоспоримой ценности каждой отдельно взятой личности.
Путь к свободе и независимости был тернистым: Жаханша Досмухамедов был дважды приговорен к тюремному заключению. 1 июня 1938 года при вторичном аресте он был помещен в Таганскую тюрьму. За год до этого он перенес инсульт и был частично парализован. Решением Тройки при Управлении НКВД по Московской области от 16 июля 1938 года он был вторично осужден по статьям 58-10 (антисоветская пропаганда и агитация) и 58-11 (участие в контрреволюционной организации), ему вынесен смертный приговор с конфискацией лично принадлежащего имущества. Досмухамедов был расстрелян 3 августа 1938 года и захоронен в братской могиле в Бутово. Впоследствии был реабилитирован.
Демократические идеи Жаханаши Досмухамедова представляют интерес по настоящее время и, как бы пройдя через время, нашли отражение в ныне действующей Конституции РК, Гражданском кодексе РК и иных законах независимого Казахстана.
Статья опубликована в №64, от 29.05.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Расстрелян и реабилитирован".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!