- Не приведет ли это к еще большим пробкам?
В городе пробки могут достигать 9–10 баллов. Если не начать изменения на системном уровне, то через год-два дороги встанут, и это обернется значительным ущербом для экономики и социальной сферы города. Международный опыт крупных городов мира, который мы использовали при разработке мастер-плана, демонстрирует, что единственный способ – системно развивать магистральный общественный транспорт и создавать удобную пассажирскую инфраструктуру.
- Почему данные меры не были предприняты ранее?
В мае этого года Правительством РК утвержден генеральный план города, транспортный каркас плотно связан с пространственным развитием города и опирается на него. В соответствии с поручением Президента РК акимат Алматы уже начал реализацию мер по развитию городского транспорта – обновление и экологизацию подвижного состава. Городскими подрядчиками продолжаются работы по проектированию и строительству транспортной инфраструктуры.
- Транспортный каркас предусматривает пересадки, не означает ли это удорожание стоимости поездок?
Наиболее эффективный способ организации маршрутной сети подразумевает наличие одной пересадки при поездке. Для подавляющего большинства пассажиров это будет означать, что автобусы будут ходить чаще, и даже с одной пересадкой поездка будет короче и более предсказуемой. При этом мы планируем, что уже в следующем году будет введен пересадочный тариф, и пересадки в рамках одной поездки будут для пассажиров бесплатными.
- Будет ли запущен удобный общественный транспорт в аэропорт?
Да, в рамках внедрения транспортного каркаса запланировано проведение линии ЛРТ до аэропорта. Мы уже обсуждали этот вопрос с руководством аэропорта и готовы совместно работать над тем, чтобы это случилось как можно скорее.
- Как планируется стимулировать отказ от личных автомобилей
В составе ТПУ будем создавать удобные перехватывающие парковки, делать так, чтобы поездки на общественном транспорте были быстрее и доступнее за счет выделенной инфраструктуры и гибких тарифов. Рост охвата маршрутной сети позволит сделать общественный транспорт доступнее для тех, у кого сейчас нет такой альтернативы. Но будут и разумные ограничительные меры, которые будут способствовать снижению автомобилепользования. Так, уже начали ввод платной парковки в городе, этот процесс будет продолжаться.
- Были ли привлечены эксперты при разработке мастер-плана транспортного каркаса?
Мастер-план транспортного каркаса не создавался в вакууме, совместно с участниками проекта, экспертами были изучены и проанализированы все документы, разработанные ранее, мировые практики, проведена большая работа по увязке актуальных предложений с целями Программы развития Алматы, новым Генпланом и изменившимися социально-экономическими условиями.
- Будет ли мастер-план выложен в свободный доступ?
Да, документ размещен в открытом доступе на сайте Управления городской мобильности Алматы: https://www.gov.kz/memleket/entities/almaty-upt/press/news/details/690019?lang=ru.
- Если у меня или моих знакомых в будущем возникнут вопросы или предложения, как я могу их передать разработчикам?
Внедрением транспортного каркаса занимается Управление городской мобильности при поддержке проектного офиса акимата Алматы. Мы планируем своими силами проводить регулярную актуализацию мастер-плана и его отдельных мероприятий, сохраняя при этом утвержденные цели и сроки. В следующем году мы организуем специальные каналы обратной связи для любых вопросов и предложений, связанных с реализацией проекта. Вы сможете отправить свое сообщение через электронную почту, чат-бот или использовать сервис OpenAlmaty.