Постановки для тинейджеров в нашем городе почему-то большая редкость.
Есть работы, рассчитанные на детей как совсем маленьких, так и повзрослее, можно найти спектакли по классическим литературным произведениям из школьной программы, на которые учителя часто толпами приводят учеников, чтобы хоть посмотрели, если уж не читают. А вот истории о подростках и для подростков, где бы поднимались вопросы, волнующие тинейджеров, – большая редкость. Именно поэтому такая премьера становится событием. Новая работа Тотального театра явно относится к этой категории. Спектакль «Осторожно, злая собака» поставил режиссер из Санкт-Петербурга Роман Бокланов, он родом из Усть-Каменогорска, но высшее образование получил в России, там же поставил несколько спектаклей для тинейджеров. В основе его постановки для алматинского театра – повесть Эндре Люнда Эриксена «Осторожно, Питбуль Терье».
В центре сюжета главный герой Джин и его одноклассники, которые постоянно сами создают себе проблемы, а потом более или менее успешно пытаются их решить. Например, однажды решают побрить маленькую комнатную собачку, чтобы она стала похожа на питбуля, и вообще по сюжету творят много глупостей. Впрочем, иногда им приходится решать и вполне серьезные вопросы, на взрослых ведь не всегда можно положиться, у них полно своих забот…
– Я неслучайно решил поставить именно эту пьесу. Мне кажется, что «Осторожно, злая собака» – это та история, в которой автор поднимает проблемы, волнующие, наверное, всех подростков в мире. Вот и получается, что тинейджеры разных стран не так уж непохожи друг на друга, на самом деле у них много общего, – поделился рассуждениями режиссер Роман Бокланов.
В постановке есть много смешного и немало печального. Ее тональность постоянно меняется – как настроение у подростка, поскольку в спектакле передается непростой опыт взросления. Нашлось в нем место и проблемам в отношениях с одноклассниками, и семейным конфликтам, и теме зависимости близкого человека. Некоторые сцены, в которых проверяется дружба, поднимается тема доверия между родителями и детьми, дают повод поразмышлять. Другие же эпизоды, наоборот, веселят – в итоге сюжет получается гармоничным. Особой душевности и необычности спектаклю добавляют кукольные персонажи. Использование элементов кукольного театра в постановках вообще можно считать фишкой Тотального театра. Кажется, ни один спектакль невозможно представить без этого симбиоза. Таким же образом созданы такие работы, как «Я есть» или «Гуинплен. Погружение».
Невозможно не отметить и актерскую работу, в частности Дениса Полевикова, которому отлично удалось воплотить на экране образ отца-алкоголика. Конфликт поколений и попытка все-таки найти взаимопонимание выражены в том числе и через музыку, например, когда со сцены звучит песня «Трава у дома», а актеры под нее пытаются танцевать, как Уэнсдэй. Вот вам, пожалуйста, проблемы отцов и детей.
Спектакль может быть интересен людям любого возраста. Подросткам любопытно посмотреть на себя со стороны, взрослые же могут узнать, что волнует их детей, как им можно помочь и стоит ли это делать или же гораздо важнее дать им самостоятельность или хотя бы ее иллюзию.
Статья опубликована в №39, от 25.03.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Просто о важном".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!