«Вечёрка» уже сообщала о рекордных показателях реального роста ВВП (+6%) за первые четыре месяца текущего года. Одним из драйверов стала сфера транспорта и складирования, где рост составил 22,4%. В Казахстане в 2025 году планируется реконструировать свыше 13 тыс. км автомобильных дорог и 1,5 тыс. км железнодорожных магистралей. Проекты улучшили межрегиональную связность, позволили сократить время доставки грузов и повысить безопасность перевозок. Кроме того, развитие дорожной сети стимулирует экономическую активность в регионах и сокращает логистические издержки бизнеса.
Одним из примеров является увеличение пропускной способности Транс-каспийского маршрута до шести миллионов тонн в год. Объем перевозок по ТМТМ за 2024 год вырос на 62% (до 4,5 млн тонн), при этом транзит увеличился в четыре раза. Одновременно проведена цифровизация маршрута, позволяющая заключать онлайн договоры на перевозку, отслеживать груз на всем протяжении маршрута и предоставляющая единое окно продаж за рубежом. До конца 2025 года завершится строительство вторых путей на участке Достык – Мойынты (836 км) и обводной дороги ст. Алматы (75 км). Казахстан усиливает позицию как транспортный хаб: в порту Курык построен зерновой терминал и стартовал совместный с ОАЭ проект в целях повышения пропускной способности порта. В будущем планируется реализация ряда крупных проектов, в том числе новой автодороги Бейнеу – Сексеул.
Не стоять на месте
Согласно официальной информации, за январь–май 2025 года по республике всеми видами транспорта перевезено 455,9 млн тонн грузов, что на 11,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Общий грузооборот составил 229,4 млрд т-км (рост на 13,6%). По стране осуществлены перевозки 771,3 млн пассажиров (+10,2%), пассажирооборот составил 35,3 млрд п-км (+12,9%).
В региональном аспекте за январь–май увеличение грузооборота отмечается в 15 регионах, в том числе в Алматы (+5,5%). Пассажирооборот в указанный период также увеличился в Алматы (на 23,9%) и еще 12 областях.
В подотраслевом разрезе в автомобиль- ном и городском электрическом транспорте за январь–май 2025 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается рост перевозок грузов на 2,3% и увеличение грузооборота автомобильного транспорта на 44,6%. Перевозка пассажиров и пассажирооборот также выросли на 10,4% и 22,6% соответственно.
Наибольшие объемы перевозок приходятся на железнодорожный транспорт, которым перевезено 185,49 млн тонн грузов, что на 14,1% больше уровня января–мая 2024 года. Грузооборот составил 138,8 млрд т-км (+9,3%), перевезено 7,75 млн пассажиров, пассажирооборот превысил шесть миллиардов п-км.
Трубопроводным транспортом доставлено 142,9 млн тонн грузов (+18,2%), грузооборот составил 71,8 млрд т-км (+16,2%). По воздушным линиям республики пере- везено 5,7 млн пассажиров (рост на 5,1%), пассажирооборот составил 11,2 млрд п-км (+9,3%). За январь–май внутренним водным транспортом перевезено 13,6 тыс. тонн грузов (снижение на 81,1%), перевезено 32,6 тыс. пассажиров (рост в 2,2 раза).
Морским и прибрежным транспортом пере- везено 1600,0 тыс. тонн грузов, наблюдается увеличение перевозок грузов на 43,9%, грузооборот составил 747,9 млн т-км (+14,7%).
Алматы на первой позиции
Доходы предприятий страны от перевозок за пять месяцев 2025 года составили 2 трлн 774,26 млрд тенге, а от Алматы в общую копилку поступило 318 млрд 816,5 млн тенге (самый высокий показатель по РК). Из данной суммы на перевозки пассажиров приходится 584 млрд тенге (Алматы –186 млрд 355,5 млн тенге). По этому показателю город также является безусловным лидером.
Транспортники Алматы обеспечили грузооборот всех видов транспорта за январь– май текущего года в объеме 9 млрд 74,5 млн т-км, или 105,5% к аналогичному периоду 2024 года. Пассажирооборот всех видов транспорта достиг 8 млрд 998,3 млн п-км (+23,9%).
По железнодорожным маршрутам доставлено 6,15 млн тонн грузов, а также перевезено 812,62 тыс. пассажиров (рост на 60,3%). Доходы железнодорожников Алматы в указанный период 2025 года составили 40,64 млрд тенге.
Мегаполис существенно опережает другие регионы по перевозкам пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом. За январь–май в городе данным видом транспорта перевезено 6 млн 15,02 тыс. тонн грузов. Совершены перевозки более 200 млн пассажиров, а по доходам предприятий в данном секторе на Алматы пришлось 18,29% от странового объема (130,51 млрд тенге).
Традиционно Алматы опережает другие регионы по авиаперевозкам. Грузооборот воздушного транспорта за январь–май составил 17,75 млн т-км (+5%) и перевезено 6,19 тыс. тонн грузов (+2%), что составляет более половины республиканского объема. По воздушным линиям перевезено 2 млн 320 тыс. пассажиров (более 40% от странового показателя), а рост составил 19,9%. Пассажирооборот по Алматы – 2,77 млрд п-км (+24,3%). Доходы предприятий РК от авиаперевозок составили 323,24 млрд тенге, а от алматинских авиаторов в общую копилку поступило 147,66 млрд тенге.
Новые возможности
Активному развитию отрасли способствует не только строительство новых магистралей, но и качественное улучшение парка. Как рассказал «Вечёрке» заместитель генерального директора по локомотивному хозяйству ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» Асан Умбетов, недавно железнодорожниками Алматы состоялся прием первых на пространстве СНГ маневровых тепловозов с гибридной силовой установкой серии CKD6H, разработанных в Китае в рамках сотрудничества с КТЖ.
CKD6H создан на базе платформы экологически чистого транспорта и адаптирован к суровому климату стран Центральной Азии. Гибридная силовая установка (дизельный двигатель плюс тяговая батарея) сочетается с цифровыми технологиями и интеллектуальной системой управления энергопотреблением. По сравнению с традиционными тепловозами новый локомотив позволяет сократить расход топлива более чем на 45%, снизить уровень шума на 80%, а также уменьшить выбросы загрязняющих веществ до 83%.
Как отмечают специалисты, новый локомотив – это шаг к «зеленому» будущему железнодорожного транспорта в Казахстане. В 2025 году намечена поставка парку КТЖ 62 таких маневровых локомотивов, а также 38 единиц в первом полугодии 2026 года. В перспективе планируется создание в Казахстане инжинирингового и сервисных центров по обслуживанию новейшей техники.
Также в КТЖ сообщили, что на днях в Актау запущен казахстанско-китайский контейнерный хаб в акватории Каспийского моря. Он стал крупнейшим логистическим узлом в регионе с выходом на Европу.
Строительство велось по поручению Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в рамках инициативы «Один пояс – один путь» и завершено досрочно.
Хаб на территории специальной экономической зоны «Морпорт Актау» станет важным звеном современной логистической структуры и сконцентрирует на себе более семи тысяч километров транспортных путей от восточного побережья Поднебесной до Каспийского моря.
Проект реализован АО «KTZ Express» – дочерней компанией холдинга «Қазақстан темір жолы» совместно с одним из крупных китайских портов и АО «НК «Актауский международный морской торговый порт»
Передовые технологии, включенные в логистическую инфраструктуру нового хаба и не имеющие аналогов в Казахстане, позволят значительно ускорить и увеличить объемы обработки контейнерных грузов.
Теперь пропускная способность в порту Актау может увеличиться до 240 тыс. стандартных контейнеров в год, за счет чего значительно возрастет объем перевозок через Каспийское море в направлении Азербайджана, Грузии и Турции.
Заместитель председателя правления по логистике АО «НК «ҚТЖ» Ерлан Койшибаев отметил, что за последние 10 лет удалось реализовать значительные планы, в том числе создание казахстанско-китайского терминала в Ляньюньгане, сухопутного порта Khorgos Gateway и контейнерного хаба в Актау.