В Казахстане, учитывая общую тенденцию роста экономики, по итогам 2023 года транспортный сектор остается одним из драйверов общереспубликанского хозяйства.
Цифровой оптимизм
В самом крупном городе Казахстана транспортный сектор вместе с обрабатывающей промышленностью, туризмом и другими отраслями, демонстрирует позитивную динамику. При этом по итогам 2023 года Алматы в сфере транспортных перевозок опережает другие регионы.
По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК, за январь–октябрь прошлого года всеми видами транспорта страны было перевезено 980,69 млн тонн грузов, что на 4,4% больше, чем за 2022 год. Общий грузооборот составил 501,34 млрд т-км (увеличение на 3,1%). За прошедший год осуществлены перевозки 1 млрд 579,94 млн пассажиров (на 8,3% больше, чем за 2022 год). Общий пассажирооборот достиг 72,75 млрд п-км (рост на 10,3%).
Доходы предприятий республики от перевозок за 2023 год составили 5 трлн 260 млрд 440,8 млн тенге, из них самая значительная часть приходится на Алматы (544 млрд 68,1 млн тенге). Из общей суммы дохода на перевозки пассажиров в 1 трлн 66 млрд 733,3 млн тенге на Алматы пришлось около трети (319 млрд 690,6 млн тенге).
Изучение региональных показателей по пассажирообороту свидетельствует об увеличении объемов в городах и регионах: Атырауская область (+28,2%), Алматы (+27,6%), ВКО (+27,1%), СКО (+19,2%), Астана (+14,9%), Туркестанская область (+14,5%), Кызылординская область (+11%).
Кроме того, за прошлый год по увеличению грузооборота в числе лидеров: Шымкент (+30,2%), Алматы (+25,2%), Астана (+16,7%), Павлодарская область (+28,6%), СКО (+14,3%), ВКО (+13,6%) и ЗКО (13,6%). Далее следуют: Кызылординская (+9,7%), Карагандинская (+6,8%), Актюбинская (+4%) и Костанайская области (+0,7%).
Город-лидер
Лидирующая позиция Алматы в сфере перевозок в региональном разрезе просматривается по цифрам. По данным Бюро нацстатистики, перевозчиками Алматы за прошедший год доставлено 24,21 млн тонн грузов. Общий грузооборот достиг 19,05 млрд т-км (рост в сравнении с 2022 годом на 24,7%). Перевезено 450,74 млн пассажиров (на 10,8% больше, чем за январь–декабрь 2022 года). Общий пассажирооборот составил 16,19 млрд п-км (увеличение по сравнению с показателем 2022 года на 27,6%).
По числу перевезенных пассажиров Алматы опережает Астану в два раза (в столице перевезено 212,6 млн чел.) и имеет значительный отрыв от других регионов. Кроме того, по объемам пассажирооборота всех видов транспорта отмечен существенный отрыв от других регионов Алматы (16 млрд 189 млн п-км) и Астаны (16 млрд 84 млн п-км).
За прошедший год по железным дорогам в Казахстане перевезено 416,36 млн тонн грузов, что на 2,8% больше показателя 2022 года. Грузооборот составил 326,8 млрд т-км (увеличение на 4,8%), перевезено 19,82 млн пассажиров (рост на 2,1%), пассажирооборот составил 16,1 млрд п-км (снизился на 1,5%). Показатели по Алматы: перевозки – 16,62 млн тонн грузов (рост на 28,1%), грузооборот – 13,99 млрд т-км (+34,5%), перевезено 1 млн 82 тыс. пассажиров (+76,3%), пассажирооборот – 617,5 млн п-км (+48%).
По железнодорожному транспорту Алматы не входит в число лидеров, но значительно превосходит другие регионы по перевозкам автомобильным и городским электрическим транспортом. Общий грузооборот по РК составил 29 млрд 841,2 млн т-км, а Алматы дал 5 млрд 14,1 млн т-км. В республике в 2023 году совершены перевозки 1 млрд 546,68 млн пассажиров, из них на Алматы приходится 445,18 млн. Мегаполис взял на себя пятую часть пассажирооборота, а в виде доходов предприятий от такого вида перевозок в республиканскую казну алматинские перевозчики внесли более 17%.
Наиболее востребованными и доходными традиционно стали воздушные гавани Алматы. Грузооборот воздушного транспорта РК составил 53,7 млн т-км, из них львиная доля досталась Алматы – 37,2 млн т-км (рост за год на 2,5%). Авиацией перевезено по республике за 2023 год 13,26 млн пассажиров (+20,7%), из них на Алматы пришлось 4,48 млн пассажиров (+23,1%). Пассажирооборот по стране достиг 25 млрд 898,5 млн п-км (рост на 28,8% по сравнению с 2022 годом). По Алматы показатель – 8 млрд 641,1 млн п-км (+30,7%). Доходы предприятий Казахстана от авиаперевозок составили 745 млрд 128,6 млн тенге, а от Алматы в общереспубликанскую копилку поступило 277 млрд 333,2 млн тенге.
Планы на развитие
В Управлении городской мобильности Алматы «Вечёрке» сообщили, что в работе общественного транспорта задействовано 23 частных перевозчика и коммунальный автобусный парк, в состав которого входит троллейбусный парк. На 178 регулярных маршрутах задействовано 3293 единицы транспорта. Парк регулярно обновляется, а общественным транспортом ежедневно пользуются 1,5 млн пассажиров. В 2024 году запланировано приобретение 600 автобусов на газе, 100 электробусов и 100 троллейбусов, что пойдет на пользу экологии. Частными автопарками также запланирован закуп автобусов.
В работе метрополитена Алматы пассажиропоток составляет 100 тыс. человек в день. В прошлом году подвижной состав метро был усилен с 8 до 11 составов. В 2025 году планируется завершение строительно-монтажных работ на станции «Калкаман».
В 2023 году проведены работы по строительству дорог в шести микрорайонах города протяженностью 20 км. Будет продолжено строительство двух транспортных развязок (пр.Сейфуллина – ул. Жансугурова, ул. Саина – ул. Монке би). Завершение работ запланировано на конец 2024 года. Продолжается пробивка улиц Саина и Толе би протяженностью 7,7 км и начаты работы по пробивке проспекта Рыскулова, улиц Кажымукана и Жубанова.
Профессор кафедры логистики и менеджмента на транспорте Академии логистики и транспорта Батырбек Мусабаев отмечает, что транспортный комплекс РК является жизненно необходимым инструментом в развитии экономики. Ранее по территории Казахстана проходили большие караваны с грузами, а сегодня эту роль переняли новые транспортные средства. Наблюдается рост количества транзитных контейнерных поездов по РК. Казахстан в целях привлечения инвесторов модернизирует авто- и железные дороги. По территории РК проходят 13 международных коридоров, и каждый из них является стратегическим.
С его слов, быстрый рост населения Алматы ставит новые цели, становится нагруженной транспортная сеть, повышается заполняемость в общественном транспорте, сказывается высокий износ парка транспортных средств. Тем не менее эти проблемы решаются на поэтапной основе с учетом привлечения дополнительных финансовых средств, город обновляет парк машин, добавляет дополнительные метровагоны, дабы снизить нагрузку на транспортную сеть. Также НК «КТЖ» рассматривает разгрузку пассажиропотока на вокзале Алматы-1 для минимизации заторов на привокзальной площади и сокращения времени поездки для населения.