Юристы настоятельно рекомендуют проверять поток информации, который поступает вашему сыну или дочери.
Буллинг, моббинг, вербальная травля, кибербуллинг – все эти явления стали важной проблемой среди молодежи и подростков. И если взрослым не принять должных мер и не остановить агрессора в самом начале травли, это может привести к самым непредсказуемым и плачевным последствиям для психики истязаемого ребенка. Какие бывают разновидности буллигна и как с этим бороться, разбирался корреспондент Vecher.kz.
Случай из жизни
С буллингом Ажар Турлыханова столкнулась еще в школе. Она училась в русском классе и была единственной казашкой в классе. Ребенком она была ранимым и тихим из-за строгого воспитания родителей, что усугубляло ситуацию. Одноклассники сразу окрестили Ажар белой вороной. В первом классе ей испортили куртку одноклассницы. Классный руководитель даже не отреагировала на этот случай, когда мама пришла в школу разобраться. Те, кто травили ее, ответили – мы играли.
«После этого случая физической травли не было, но я слышала подколы от одноклассниц. После начальной школы ситуация немного улучшилась – я стала активисткой класса, меня поддерживали учителя за успехи в учебе. Одноклассницы уменьшили травлю, но за любую неудачу и прокол они бросали колкие комментарии. В подростковый период травля началась со стороны мальчишек – задирание юбок, подколы с сексуальным контекстом и так далее. Меня это сильно задевало, так как не хватало уверенности в себе и сильно влияло на социализацию. После школы с буллингом я не сталкивалась, меня окружали хорошие люди», – делится Ажар.
С развитием социальных сетей буллинг перешел в онлайн-формат. Распространено это среди детей – пишут гадости друг другу в комментариях, особо проворные преследуют своих жертв в различных мессенджерах и пабликах, не задумываясь, что это может повлечь за собой административную или уголовную ответственность.
Что такое буллинг и какие его виды существуют?
Сам термин bullying – это жаргонизм, вышедший из подростковой среды в переводе – быкование. Буллинг – агрессивное воздействие на человека с целью запугать его или совершить определенные действия, унизить морально и причинить психологические страдания. Это оскорбления, насмешки, травля, объявление бойкота, отказ в доверии и прочее. При этом жертва буллинга, как правило, лишена возможности сопротивляться.
Ключевые характеристики – намеренность, регулярность, неравенство силы или власти. Травля бывает двух видов: прямая – избиение, порча имущества, косвенная – слухи, сплетни, бойкот, манипуляции и сексуально окрашенная – комментарии, жесты, угрозы расправой, расистские прозвища.
Как правило, в травле участвуют трое лиц: буллер – жертва – свидетель. Негативные последствия травли, как отмечают психологи, возникают у всех трех групп участников травли.
Буллинг бывает четырех видов – вербальный, физический, социальный и кибербуллинг.
Моббинг — это коллективное воздействие от английского mob – толпа. Моббингом принято называть преследование на рабочем месте – или со стороны начальника, или со стороны коллектива.
Вербальная травля – словесное издевательство или запугивание, оскорбления, угрозы и неуважительные комментарии касательно внешнего вида, религии, этнической принадлежности, инвалидности, особенностей стиля одежды.
Признаки: дети замыкаются в себе, становятся капризными или имеют проблемы с аппетитом. Они могут рассказать вам об обидных словах, которые кто-то произнес в их адрес, и спросить родителей о том, правда ли это.
Что делать: учите детей уважению – благодарите и хвалите окружающих, проявляйте доброе отношение к работникам магазинов. Объясните, что каждый заслуживает хорошего отношения и учите их ценить свои сильные стороны. Вместе придумывайте основные фразы, которые ребенок может сказать своему обидчику твердым, но не враждебным тоном, например: «Твои слова неприятны», «Оставь меня в покое» или «Отстань».
Физический буллинг – запугивание, удары, пинки, подножки, толчки и прикосновения нежелательным и неподобающим образом.
Признаки: необходимо следить за физическим здоровьем ребенка – порезы, царапины, ушибы, синяки, отсутствующая или порванная одежда, частые жалобы на мигрени и боль в животе.
Что делать: поговорите с ребенком – спросите, как дела в школе, что происходило во время обеда или на перемене, по дороге домой. Сдерживайте эмоции. Фиксируйте даты и время инцидентов, действия преследователей и свидетелей. Ни в коем случае не обращайтесь к родителям хулигана, чтобы разрешить проблему самостоятельно. Лучше поговорите с администрацией школы и классным руководителем, если это не решится, то обратитесь в местные правоохранительные органы.
Социальный буллинг - запугивание или тактика изоляции, когда человека намеренно не допускают к участию в работе группы, будь то трапеза за обеденным столом, игра, занятие спортом или общественная деятельность.
Признаки: у ребенка отсутствует желание идти на учебу, он стремится больше к одиночеству.
Что делать: вечером поговорите с детьми о том, как прошел день. Научите во всем искать положительные моменты, обращайте внимание на хорошие качества детей. Пусть дети знают, что есть люди, которые их любят и заботятся о них.
Кибербуллинг – запугивание заключается в обвинении человека с использованием оскорбительных слов, лжи и неправдивых слухов с помощью электронной почты, текстовых сообщений в социальных сетях. Сексистские, расистские и другие подобного рода сообщения создают враждебную атмосферу, даже если не направлены непосредственно на ребенка.
Признаки: когда ребенок проводит время в интернете, наблюдайте бывает ли он при этом грустным и тревожным. Даже если он читает неприятные сообщения в соцсетях – это может быть единственным способом социализации. Есть ли у него проблемы со сном, просит ли он остаться дома и не ходить в школу, или отказывается от любимых занятий.
Что делать: кибербуллинг распространяется анонимно и быстро, что приводит к круглосуточной травле, поэтому сначала установите домашние правила пользования интернетом. Будьте в курсе популярных и потенциально оскорбительных сайтов, приложений и цифровых устройств, прежде чем ваш ребенок начнет использовать их. Дайте ребенку знать, что вы намерены отслеживать его действия в сети.
Равнодушие порождает безнаказанность
Руководитель научно-экспертной службы общественного фонда «Ар-Бедел» Елена Нестерова считает, что от буллинга человек страдает прежде всего морально.
«Мы должны видеть, какая информация идет от нашего ребенка в сеть, чтобы он не допускал противоправных действий. В силу своего возраста он может не понимать, что его травят или, наоборот, буллит он сам. Для детей это развлечение, а для юриста это состав правонарушений с возможной гражданской и даже уголовной ответственностью в зависимости от возраста ребенка. Также родитель должен иметь представление, какая информация и откуда поступает его детям», – комментирует Елена Нестерова.
Несколько лет назад чиновники продвигали инициативу, согласно которой в рамках закона о доступе информации должно было найти место детальное урегулирование защиты прав детей от информации, не соответствующей их возрасту и способной причинить им вред. К сожалению, эти поправки не достигли желаемой цели.
«У детей есть доступ к любой информации, поэтому родители должны мониторить процесс получения детьми информации и оперативно регулировать этот процесс. Если родитель почувствовал, что его ребенка травят, ни в коем случае нельзя оставлять эти проблемы на решение самих детей, руководствуясь принципом «сами разберутся». Надо работать с классным руководителем или директором, без вмешательства взрослых эта проблема не решается, а чаще всего усугубляется», – говорит Елена.
Если не обращать внимания на такого рода конфликты, то буллеры чувствуют безнаказанность и травят еще больше. Общественный фонд «Ар-Бедел» принимает в свое производство частные случаи буллинга, когда родители и школа не в состоянии разрешить конфликт.
Что грозит буллерам?
С юридической точки зрения, в зависимости от вида посягательств и возраста участников конфликта можно рассматривать ряд вариантов судебных исков как к самим обидчикам, так и к их родителям, школе и даже учителям. В частности, это могут быть требования о прекращении самой травли, возмещении морального или материального вреда, опровержении порочащих сведений и др.
«Размер компенсации морального вреда на момент предъявления иска определяется самим взыскателем. В свою очередь суд будет устанавливать размер моральной компенсации с учетом всех объективных и субъективных обстоятельств данного дела: какова степень нравственных страданий потерпевшего, какого характера была распространена информация и какова степень ее распространения. Справедливости ради надо сказать, что в наших судах размер компенсации совсем невысокий», – отметила спикер.
Недавно общественному фонду «Ар-Бедел» пришлось вмешаться в конфликт, связанный с кибербуллингом в одной из алматинских школ. Девочку унижали в школьном чате одноклассники. По словам Елены, их фонду удалось урегулировать спор совместно с администрацией школы и с Управлением образования города. В итоге конфликт был разрешен во внесудебном порядке.
«Любой судебный спор означает, что отношения испорчены окончательно, и вряд ли их удастся наладить. Кроме того, это достаточно длительный и психологически тяжелый процесс. В случаях школьной травли необходимо оперативное вмешательство взрослых, прежде всего неравнодушие администрации школы, учителей и школьных психологов. В свою очередь, родители должны объяснять детям последствия их действий и юридическую сторону травли – чем это грозит. Ведь, по общему правилу, ответственность за действия несовершеннолетних несут их родители. Зачастую дети не понимают, что если они наносят физический вред или моральный – за это все равно будут отвечать их родители», – пояснила Елена.
Стоит отметить, что в Кодексе о браке и семье есть ряд норм, посвященных защите прав ребенка, суть которых состоит в том, что любой человек, который стал свидетелем нарушений прав ребенка, обязан предпринять соответствующие меры.
Ребенок – это социально уязвимый субъект, в связи с этим установлена особая правовая защита его прав, в том числе и права на уважение его человеческого достоинства. Окружающие не должны оставаться равнодушными, напротив, они обязаны, если им стало известно о нарушении прав и законных интересов ребенка, сообщить об этом в органы опеки и попечительства, которые, в свою очередь, обязаны принять необходимые меры по защите ребенка.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!