Размышлениями о своем творчестве поделились саксофонист Ярослав Freedman и диджей Steppa T Тимур Палтуев.
Прогуливаясь по Арбату, практически в любое время года можно увидеть уличных музыкантов, исполняющих, произведения классики, популярные хиты современности и прошлых лет, или же что-то совершенно новое, явно авторское. Так кто же они -- уличные музыканты? Ответ на этот вопрос попытался найти корреспондент Vecher.kz.
После реконструкции Арбат стал культурным центром нашего города, где можно встретить людей искусства разной масти – гитаристов, танцоров, саксофонистов, артистов театра и певцов. Под открытым небом новой части Арбата они делятся своим творчеством, ведь это самое популярное и излюбленное место не только среди молодежи и туристов, но и одна из главных городских улиц для пеших прогулок людей разных поколений.
Так уж повелось, что на Арбате всегда выступали уличные музыканты – кто-то пел песни Цоя, другие исполняли классические композиции прошлой эпохи. В последние годы на Арбате появилось очень много музыкантов, которые представляют вниманию алматинцев разный репертуар – от классики до современных композиций. Почему музыканты начали выходить с выступлениями на улицы? Говорит ли это о том, что выход профессиональных музыкантов на Арбат один из признаков продвинутого города?
В один из вечеров на улице Панфилова прошел jam-концерт – саксофонист Ярослав Freedman выступил под аккомпанемент диджея Steppa T Тимура Палтуева. Казалось бы, неслыханное дело – электронная и классическая музыка слились воедино, что же из этого выйдет? Но мини-концерт прошел на ура. Необычная комбинация, стирающая границу между стилями, алматинцам пришлась по вкусу – люди пританцовывали, снимали на камеру, фотографировались на фоне концерта.
Язык музыки – универсальный язык общения
Оба музыканта, саксофонист Ярослав Фридман и диджей Тимур Палтуев, согласны с этим утверждением. Они полюбили музыку со школьных лет, профессионалы, в сфере искусства более 10 лет каждый.
«Моя страсть к этому началась еще в далеком детстве. Я увидел в 15 лет на видеокассете, что какие-то музыканты делают странные вещи с пластинками. Я и мой друг заинтересовались «О классно! А что они делают с ними?» Мы взяли отцовский проигрыватель моего друга, поставили туда пластинку и исцарапали ее вхлам. В более зрелом возрасте я вместе с другом устраивал вечеринки, потом уехал в Китай, где учился искусству диджейнга перенимая опыт зарубежных коллег. Именно тогда я пришел к профессиональному диджейнгу», – говорит Тимур.
По его словам, диджейнг не самое дешевое увлечение, и работа эта не из легких. Первое правило диджейнга – это умение веселить людей и любить музыку. Кто-то идет в эту сферу за славой и деньгами, но это все приходит не сразу. Чтобы добиться чего-то и вырасти, надо тренироваться и работать над собой, быть «вечным студентом».
«Я с детства играл на саксофоне, параллельно с обычной школой я окончил музыкалку. После школы получил образование финансиста и работал некоторое время в банке. Но если ты в душе музыкант, то рано или поздно вернешься к ней. Также произошло со мной – я ушел из банка и начал работать саксофонистом. Саксофонистов семь лет назад было не так много. Когда я приходил на выступления, меня окружали люди и хотели посмотреть на мой саксофон, некоторые увидев восклицали «О настоящий саксофон!», просили потрогать и поиграть на нем», – делится Ярослав.
По мнению музыканта, научиться играть на саксофоне - это типичная мужская мечта, сравнимая с прыжком с парашютом и езде на мотоцикле.
Уличные музыканты – признак продвинутого города?
В российских городах выступление профессиональных музыкантов в скверах и на «арбатах» города приветствуется местными жителями. В Европе знаменитые оперные певцы поют вживую на улицах и люди очень тепло встречают их. Стереотип об уличных музыкантах, как о попрошайках давно переменился. Люди стали приобщаться к западной культуре.
«Сейчас отношение к уличным выступлениям кардинально изменилось, люди начали понимать, что искусство может быть открытым. Для музыкантов, как для профессиональных, так и любителей, выступление на улицах Алматы – это отличная возможность расширить свою аудиторию. Хочу отметить, что и культурная составляющая города подросла. Люди меняют вкусы и представления о творчестве, у них развивается понимание жанров музыки – они уже знают, что есть что. Каждый музыкант, играющий на улице, делится своей энергетикой и заряжает людей. Не все могут принять его творчество, но его выступление на улицах уже говорит о намерении приобщить людей к искусству», – считает диджей.
Долгие годы Ярослав думал, что выступать на улицах не так статусно, тем более играя на Арбате, где вряд ли будут платить хорошие деньги.
«Когда я впервые побывал в Италии, решил выступить там на улице. Мне было не по себе, когда люди начали класть мне деньги, но после выступления я понял две вещи: во-первых, это были приличные деньги, а во-вторых, не стоит стыдиться. Стоит играть для себя и для людей, а остальное не должно волновать никого абсолютно», – рассказал Ярослав.
По его словам, на Арбат он начал выходить после его перестройки, когда появилась улица Панфилова. И по его мнению, музыкант должен одинаково выступать перед любой аудиторией. Это очень большой плюс для него.
«Это состояние души – выдавать то, что есть в тебе. Батырхан Шукенов никогда не был высокомерным, он мог прийти в бар «Кино» и сыграть что-то просто так. Стоит равняться на таких музыкантов. Я хотя бы раз в неделю стараюсь выбираться на Арбат, потому что это излюбленное место любого коренного алматинца, куда приятно прийти и поиграть. Когда есть время и возможность подарить людям хорошее настроение, я всегда стараюсь это делать. Здесь бы еще розетки поставить, было бы очень удобно для музыкантов, мы могли бы приносить с собой аппаратуру», – говорит саксофонист.
Слияние абсолютно разных жанров – это вызов для каждого музыканта. Как отмечают Тимур и Ярослав, они согласились на такой эксперимент не раздумывая.
Простые истины музыканта
Любой диджей учится у более опытных и всегда находится в поиске.
«Мы учимся у старых, они учатся у нас, молодых, – это игра, у которой нет конца. Перестал это делать, значит, остановился в развитии», – говорит Тимур.
«Есть у саксофонистов такая фишка – когда тебя останавливает полицейский и просит дунуть в алкотестер. Если ты саксофонист, то ты обязательно должен изобразить звуки саксофона, когда дуешь в тестер», – делится Ярослав.
Интересно получилось – саксофон с диджеем, а дальше что? Скрипка с домброй, ирландский стэп под звуки кобыза или барабанная дробь под звучание баяна? Время покажет, а пока будем следить за нашими музыкантами и чаще заходить на Арбат в поисках новых музыкальных экспериментов.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!