Урбанист назвал причину ДТП с участием автобусов

  • Автор Vecher.kz /
  • 02:09, 19 сентября 2023
Урбанист назвал причину ДТП с участием автобусов Источник фото: vecher.kz

Недавняя трагедия, когда водитель автобуса сбил двоих пожилых людей на пешеходном переходе по проспекту Абая, вновь всколыхнула город и в очередной раз заставила задуматься – а все ли сделано для того, чтобы не гибли и не страдали пешеходы?



Южная столица традиционно возглавляет рейтинг аварийности на дорогах. По официальной статистике Департамента полиции Алматы, с начала года зарегистрировано почти две тысячи аварий, в которых пострадали 2,2 тысячи человек. Пешеходы остаются одними из самых уязвимых участников дорожного движения.



Отечественные эксперты в сфере транспорта твердо уверены, что ответственность за все происходящее на дороге в большей степени несет водитель, ведь он управляет транспортным средством повышенной опасности.



Однако согласно правилам дорожного движения, пешеход ведь тоже является его участником и у него также есть свои обязанности.



В ПДД все очень симметрично прописано: водитель обязан остановиться, при этом пешеход обязан убедиться, что водитель остановился. То есть каждый участник дорожного движения отвечает сам за свой «участок». Увы, но многие даже не смотрят по сторонам, делая решительный шаг на проезжую часть.



Нередко участниками и жертвами ДТП становятся люди пожилого возраста, у которых снижаются зре­ ние, слух и скорость реакции на воз­ никшую опасность. Иногда гражда­ не преклонного возраста могут еще и преувеличивать свои физические возможности, думая, что успеют перебежать дорогу, и потому стано­ вятся участниками ДТП.



От профессионализма водителя общественного транспорта зачастую зависят жизни не только нескольких десятков пассажиров, но и пешехо­ дов. Однако манеры вождения алма­ тинских шоферов то и дело подверга­ ются критике в городских пабликах. Алматинцы пишут, что одни водители ездят аккуратно, другие – как дрова везут, третьи могут курить прямо в салоне автобуса или разговаривать по телефону и смотреть фильмы. Бывает, водители автобусов устраивают настоящие гонки на дорогах: чтобы первыми оказаться на следующей остановке, прибавляют скорость, при этом, подъезжая к остановке, тормозят так, что пассажиры рискуют упасть, а на замечания часто грубо реагируют. Это всего лишь несколько примеров стилей работы алматинских водителей общественного транспорта.




– Разговоры по мобильному телефону и курение в автобусах – это грубейшие нарушения, за которые водитель обязан нести ответственность, – отмечают в Управлении городской мобильности. – Во всех городских автобусах висят информационные табло, и если водитель ведет себя неподобающим образом, пассажиры могут позвонить по указанным номерам и оставить свою жалобу.




Эксперт по транспорту Urban Forum Kazakhstan Ро­ман Ба­рабанов считает, что ситуацию на дорогах Алматы усложняет нехватка водителей. При приеме на работу втранспортные компании в первую очередь спраши­ вают стаж вождения.




– Дефицит водителей – это про­ блема республиканского масштаба. Причиной тому, по моему мнению, является регламент выдачи прав. Соискатель вынужден самостоя­ тельно и за свой счет получить все необходимые категории и стаж по ним, что может занять от семи лет и более. Естественно, это значительно снижает привлекательность профес­ сии. Дефицит специалистов к тому же значительно увеличивает нагруз­ ку на имеющихся водителей, в итоге – хронические переработки, ухуд­ шение здоровья и снижение концен­ трации внимания. В результате мы постоянно становимся свидетелями ДТП со смертельным исходом, – говорит урбанист.




На его взгляд, чтобы уменьшить дефицит водителей, нужно организовать обучение на базе сертифицированного предприятия. Процесс обучения могут контролировать сами компании-перевозчики, так как они в первую очередь должны быть заинтересованы в безопасном и экономном вождении, а также в увеличении количества по-настоящему профессиональных водителей.



При этом, отмечает собеседник, у желающих работать на общественном транспорте должна быть возможность получения необходимой категории прав, начиная с 19 лет, сразу после обучения.




– Также Министерству транспорта, считаю, необходимо отменить ограничения для создания выделенных полос, которые есть в стандарте СТ РК 1412-2017, так как «выделенки» позволяют экономить подвижной состав, а значит, снижать нагрузку на водителей, – продолжает эксперт.




На локальном уровне, по его мнению, в городе должны создаваться приемлемые условия для отдыха и пересменки водителей на конечных остановках. Необходимы также транспортно-пересадочные узлы и отстойно-разворотные площадки с помещениями, в которых водители общественного транспорта могли бы принять пищу, отдохнуть, восполь­ зоваться туалетом.




– Кроме того, считаю, что нужно строже относиться к отбору претен­ дентов на эту ответственную долж­ ность, ведь от водителя автобуса зависят жизни и здоровье граждан. При приеме на работу необходимо учитывать водительский стаж (чем больше, тем лучше), смотреть на послужной список водителя. Непло­ хо было бы усилить контроль за учебными заведениями, которые готовят водителей автобусов, – отме­ чает урбанист.




Он также считает, что качеством обслуживания в общественном транспорте должны быть обеспокоены руководители предприятий, которые занимаются пассажирскими перевозками.




– Раз уж компании взялись оказывать эти услуги, значит, должны предоставлять их качественно. Если они набирают водителей, то обязаны обучить их не только правилам вождения, но и тому, как вести себя с пассажирами. Если требуется – нанять специалиста, который бы провел специальный семинар, курсы. Официантов же в ресторанах учат, как обслуживать клиентов, как вести себя с ними. Вот и перевозчики должны заботиться о своей репутации и проводить обучение водителей, которых они принимают на работу, – высказал свое мнение Роман Барабанов.




В Германии, например, не так-то просто устроиться водителем автобуса. Немецкие операторы общественного транспорта, поясняет урбанист, предлагают переобучение на водителя автобуса за 4–6 месяцев, в том числе подготовку к экзамену по водительским правам категории D. Для того чтобы начать переподготовку, как правило, нужно быть не младше 21 года и иметь права категории B, по которым стаж вождения должен составлять не менее года, причем без серьезных нарушений.



Сможем ли мы последовать опыту развитых стран, покажет время. Но в сфере пассажирских перевозок необходимо навести порядок здесь и сейчас.



К слову, об этом еще три года назад говорил Президент страны, отмечая, что это важный социаль­ ный вопрос. Однако проблема до сих не решена – к сожалению, печаль­ ная статистика не уменьшается. За скупыми цифрами оперативных сводок – трагедии семей, искалечен­ ные судьбы, невосполнимые потери для страны.



Автор Бахыт САРСЕМБАЕВА



Статья опубликована в №111 от 19.09.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Дефицит качества»

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

00:52

00:23

18:10

18:00

17:47

17:23

17:04

16:41

16:26

15:58

15:33

15:08

14:43

14:18

13:39

12:48

12:44

12:26

11:44

11:21

10:46

10:17

09:58

09:24

22:44