Узоры возрождения: молодой ремесленник Рустам Яковлев хочет возродить традиционные орнаменты

Узоры возрождения: молодой ремесленник Рустам Яковлев хочет возродить традиционные орнаменты

Он занимается гравировкой по натуральной коже и в каждое свое изделие старается вложить не только мастерство, но и определенную историю, написанную узором.


Авторские орнаменты ремесленника объединяют в себе разные направления, сочетая как традиционные, так и современные стили. Уникальность его гравировок еще и в том, что в тюркские и казахские мотивы он может гармонично вплетать кельтские, скандинавские, татарские и арабские элементы.


– Люблю комбинировать, по-своему интерпретировать, создавать их симбиоз, стилизовать, адаптируя под конкретное изделие, – говорит мастер.


Сочетать ремесленник любит не только стили, но и материалы. Он работает как с кожей, так и с металлом и камнями. У Рустама есть работы, сочетающие кожу и металл, – щиты, доспехи, колчаны для стрел, богато украшенные узорами. Многие из них стали музейными экспонатами, а также пополнили частные коллекции. Самая большая гордость молодого ремесленника – реконструкция доспехов воина, которые выставлены в постоянной экспозиции Акмолинского областного историко-краеведческого музея в зале Абылай хана.


Рустам изучает не только ремесло, но и историю орнамента, его значение в разные времена у разных народов. Эти знания он применяет и в творчестве, делая это на свой манер.


– Я, правда, не люблю копировать, поэтому выполняю свои эскизы, но под определенный период в соответствующей технике и  с соответствующим орнаментом. К примеру и в основном использую казахские орнаменты (бараний рог, копыта верблюда и т.д.), но по-своему перерабатываю их, чтобы получилась своя интерпретация. Считаю, что главное все же – оригинальность, – рассказывает мастер.



Он отмечает, что узоры – это не просто красивые завитушки, а целая вселенная зашифрованного смысла. В казахских орнаментах, как и в народных мифах и сказках, таятся смыслы и знаки, идущие из глубины веков. Некоторые из них были утрачены, а иные, передаваясь от поколения к поколению народными умельцами, дошли до нас в своем первозданном виде. Их предназначение не только украшать утварь, одежду и другие предметы народно-прикладного искусства. Изначально орнаменты служили оберегами, были способны притягивать удачу и счастье своему хозяину.


Самый распространенный элемент зо­оморфного казахского орнамента – мүйіз (бараньи рога), символизирующий могущество и силу. К слову, рога были в почете не только у кочевников, но и у самых разных народов: египтян, германцев, шумеров... Шлемы с рогами носили цари. Так что быть рогоносцем на самом деле – почетно. Еще одно значение рогатого орнамента – богатство и достаток, потому что символом земного благополучия считался баран. Самые древние изображения бараньих рогов сохранились на керамике андроновской (II тыс. до н.э.) и бегазы-дандыбаевской (I тыс. до н.э.) культур.


Узор егіз жуп (близнецы) имеет философский смысл и указывает на то, что каждое явление и предмет имеют свою вторую половину. День – ночь, мужчина – женщина, добро – зло... Орнамент под названием ит куйрық (собачий хвост) выполнял охранные функции, а также символизировал дружбу, ведь собака – верный друг. Им украшали мебель, вход в жилища, другие предметы для дома. Туйе табан (верблюжий след) защищал путника в дороге.


Рустаму и самому довелось однажды в буквальном смысле прикоснуться к истории. Ему выдалась возможность поучаствовать в раскопках некрополя бронзовой эпохи в деревне Новоильиновка. Этот опыт стал новой волной вдохновения в работе с орнаментом.


– Меня потрясло, когда из земли извлекли кусочек керамики, а на ней были узоры, – вспоминает молодой человек. – Я испытал неведомые ранее чувства, осознав, что это частичка предмета, который люди использовали четыре тысячи лет назад!


Еще одной приятной неожиданностью для мастера было предложение включить его работу в учебник по художественному труду для 8-го класса от издательства «Келешек-2030». На страницах книги ремесленник поэтапно расписал процесс изготовления сувенирного изделия из кожи – торсык.


По словам художника, сейчас казахстанцы проявляют большой интерес к изделиям в национальном стиле. Теперь у него цель – расширить круг клиентов и в зарубежных государствах, чтобы как можно больше людей могли познакомится с историей, традициями и культурой Великой степи.


Статья опубликована в  №105, от 13.09.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Узоры возрождения".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

18:00

17:33

17:05

16:37

16:07

15:32

14:47

14:15

13:45

13:13

13:02

12:43

12:34

12:11

11:39

11:05

10:35

10:00

20:12

19:48

19:37

19:15

18:35

18:11

17:57