В Алматы идет набор в проект «Наставники»

В Алматы идет набор в проект «Наставники» Фото предоставлены кураторами проекта «Наставники»

Его главная цель – помочь ребенку из детского дома адаптироваться к жизни в обществе. В дальнейшем отношения между подростком и взрослым могут перерасти в дружбу. Таких примеров множество.


Как все начиналось

Инициатором проекта стал благотворительный фонд «Дара», который уже не один год помогает сиротам.

– Эти дети лишены семейного тепла, заботы, которую должен получить каждый ребенок, поэтому мы всегда старались дарить им радость, устраивать праздники. Однако в какой-то момент поняли, что этого недостаточно. Дети не только недополучают любовь и заботу, но и, выходя из стен детдома, оказываются абсолютно неприспособленными к жизни в обществе. Мы долго думали, как подступиться к решению этой актуальной проблемы. В итоге в 2014 году вместе с партнерской организацией «Ребенок должен жить в семье» запустили проект «Наставники». За семь лет у нас накопилось много историй удивительной дружбы, которая изменила жизни не только ребят из детдома, но и их старших товарищей, – рассказала куратор проекта «Наставники» Айнур Аймурзина.

По ее словам, воспитанники детских домов часто не понимают, как жить вне учреждения. Обычные бытовые ситуации могут показаться для них большой проблемой. Дети оторваны от рутины, с которой они столкнутся после 16–18 лет. Наставник знакомит их с бытовыми делами и учит самостоятельности. В этом и состоит суть проекта. Его участником может быть каждый, кто неравнодушен к судьбам воспитанников детского дома и хочет хоть как-то помочь. Однако сделать это не так просто. Наставничество – это ведь не разовая акция, а долгосрочный проект, который предполагает большую ответственность. Именно поэтому все потенциальные кандидаты должны пройти своего рода кастинг, состоящий из четырех этапов. Сначала стандартное заполнение анкет, потом тестирование, интервью, встречи с психологом. В итоге до конца пути доходят немногие, а только те, кто действительно готов к главному – ко встрече с ребенком и общению с ним.

Близкие люди

Часто такие встречи становятся началом большой и крепкой дружбы, как это получилось у Айжан и Сабрии. 





Айжан давно хотела стать наставником. Активистка и мать троих детей всегда переживала за судьбу лишенных семейного тепла ребят, выросших в детском доме. Когда узнала о проекте «Наставники», поняла, что это ее шанс. Прошла длинный и непростой этап отбора кандидатов при полной поддержке семьи, и все равно очень волновалась, когда настало время главного – встречи с тем самым ребенком.

– Я очень переживала, что могу не справиться и этим нанесу еще одну травму ребенку, который и так с детства лишен семейного тепла, – делится Айжан. – Конечно, на встречах с психологом мы подробно разбирали каждый случай, с которым можем столкнуться. Нас предупреждали, что при знакомстве ребенок может быть спокойным, но потом показать свой характер. Однако любые истории – это, так или иначе, чужой опыт. Ты никогда не знаешь, как сложится у тебя, с чем придется столкнуться. Конечно, это волнительно.

Не меньше переживала перед встречей с наставником 16-летняя Сабрия, ведь тогда девочка еще не знала, что это знакомство станет началом долгой дружбы, и она будет частым гостем в семье Айжан, активной участницей совместных праздников.
Однако, несмотря на волнения с обеих сторон, все получилось как-будто само собой.

– На общей встрече я сразу обратила внимание на Сабрию, – вспоминает Айжан. – Ребятам нужно было написать свои имена на бумажках, и она с такой заботой помогала сделать это младшим детям. Это меня покорило. Позже, когда мы побеседовали один на один, меня удивило, как по-взрослому рассуждает эта девочка и как спокойно рассказывает о своей непростой жизни. 
Дружбе Айжан и Сабрии уже год. Они посещают различные мастер-классы, ходят на прогулки, вместе встречали Новый год. Можно сказать, что Сабрия стала другом всей семьи. Например, вместе с дочерью Айжан учится готовить – печет пироги.
Через тернии – к дружбе 

Не менее крепкими стали отношения Гульназ и ее подопечной Софьи, которые познакомились в 2017 году 

– Когда я услышала о проекте, то подумала, что хочу принять участие в жизни хотя бы одного ребенка из детского дома. До этого я в студенчестве бывала в детском доме, и он оставил во мне неприятное впечатление. Заполнила анкету, где указала, что хочу быть наставницей девочки, – вспоминает Гульназ.

Так все и началось. Со своей подопечной Софьей они прошли все этапы сближения. Первое время встречи проходили в молчании, иногда очень напряженном.

– Чтобы разрядить обстановку, мы ходили в кино, группировались с другими наставницами и их подопечными. Часто играли, ведь в игре ребенок раскрепощается и его легче понять. Сегодня наша дружба только набирает обороты. Процесс ознакомления и мы прошли, чуть-чуть притерлись друг к другу. Как минимум мы запомним эту встречу, как максимум – в будущем будем дружить семьями, – уверена Гульназ.

Софья со своей стороны добавляет, что Гульназ очень дружелюбная, умеет находить подход к человеку.

Она научила меня ставить цели, быть более открытой и общаться с людьми, – делится девочка.





Попали в книгу 

Таких историй благодаря проекту фонда «Дара» сегодня немало. Правда, бывает, что наставники по тем или иным причинам покидают проект, но это довольно редкий случай. Слишком много сил вкладывают желающие стать его участниками. 

– При запуске проекта мы изучали опыт аналогичных программ в других странах. Мы не изобретали велосипед, а, скорее, адаптировали условия проекта под наши реалии, – говорит Айнур Аймурзина. – К нам тоже сейчас обращаются коллеги из Таджикистана, Кыргызстана, Турции с предложением поделиться наработанным опытом.

Проект, который начинался в Алматы и Нур-Султане, сегодня охватывает все больше городов. Трогательных историй дружбы становится все больше. О них кураторы проекта рассказывают в социальных сетях. Кроме того, недавно активисты проекта выпустили книгу. В ней собрано более сорока личных переживаний участников проекта, которые научились доверять, дружить и верить в лучшее. Кроме трогательных рассказов читатель может получить полезные рекомендации психологов проекта на тему взаимодействий с подростками. У читателя появляется возможность не только проникнуться историями, но и поддержать стремление детей из детских домов тянуться к знаниям и развиваться. 

Например, юный алматинец Константин мечтает учиться в Японии и создавать игры.





– Я все рассчитал. У меня три года на подготовку к поступлению в университет. Нужно подтянуть предметы естественно-математического цикла, и изучить глубже программирование, – поделился юноша. Трудолюбивый парень регулярно занимается с репетиторами по алгебре, химии и японскому языку. Этот язык начал привлекать Костю после просмотра аниме.

Все вырученные средства с продажи книги будут направлены на оплату услуг репетиторов для воспитанников детских домов и домов юношества в рамках проекта «Наставники». Цель проекта – помочь ребятам восполнить школьные пробелы в знаниях и подготовиться к поступлению в учебные заведения.

Статья опубликована в №92, от 03.08.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Такая долгая счастливая жизнь...".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

13:21

12:47

12:15

11:43

11:10

10:37

10:04

20:53

19:26

18:40

17:57

17:28

16:56

16:30

16:06

15:40

15:13

14:48

14:26

14:03

13:40

13:18

12:53

12:31

12:21