Обучающее мероприятие организовано руководителем отдела образования Жетысуского района, сообщает Vecher.kz.
В школе № 129 состоялся семинар на тему: «Чем же так интересен и заманчив виртуальный мир для подростков Казахстана? Как можно этому противостоять?». В нем участвовали руководители районных отделов образования, директоры и педагоги-психологи школ, а также родительская общественность. Перед присутствующими выступила клинический психолог, член рабочей группы партии AMANAT по разработке законопроекта «О психологической помощи населению Республики Казахстан» Эльмира Алиева. Она раскрыла причинно-следственные связи, а также поделилась рекомендациями для решения проблем вовлеченности школьников в интернет-пространство.
Было отмечено, что виртуальный мир стал неотъемлемой частью жизни подростков, предлагая им безграничные возможности для общения, саморазвития и развлечения. Социальные сети, онлайн-игры и видеоплатформы привлекают внимание молодежи, формируя новые формы взаимодействия и самоидентификации. Однако, как подчеркнула эксперт, необходимо осознавать потенциал негативного влияния таких явлений как кибербуллинг, зависимость и искажение реальных ценностей. Присутствующими было отмечено, что в настоящее время некоторые родители для успокоения детей вручают им смартфон в руки чуть ли не с 8 месяцев.
– Онлайн-среда часто помогает подросткам получить то признание, которого они не смогли добиться в реальной жизни. Однако, чрезмерное погружение в виртуальную реальность имеет ряд негативных последствий: школьники отдаляются от семьи, снижается успеваемость, нарушается режим дня. Чтобы этому противостоять, важно не запрещать, а направлять. Программа «Біртұтас тәрбие» нацелена на решение этих проблем. Нам нужно внедрять эти ценности через реальные примеры и действия, – отметила руководитель отдела образования Жетысуского района Алматы Дидар Серикова.
Отметим, что в соответствии с приказом Министра просвещения РК от 30 июля 2024 года № 194, обновлено содержание программы «Біртұтас тәрбие», которая внедрена во все организации образования. Идея программы, связанная с образом будущего нашей страны, отражается в триаде: «Справедливый Казахстан – Ответственный гражданин – Прогрессивная нация». Она направлена на воспитание честных и справедливых граждан, которые ставят на первое место честный труд и общественное благо, посредством привития детям и молодежи таких ценностей, как независимость и патриотизм, справедливость и ответственность, трудолюбие и профессионализм, закон и порядок, единство и солидарность, созидание и инновации. Согласно программе, в конце или начале каждого еженедельного классного часа 10 минут должны быть посвящены урокам безопасности. В рамках «Біртұтас тәрбие» предусмотрены профилактические мероприятия, челленджи, акции, социальные практики и др.
По данным главы районного отдела образования, в школах систематически проводится работа по профилактике правонарушений и аутодеструктивного поведения.
– Регулярно встречаемся с родителями учащихся, обсуждаем вопросы безопасного поведения детей в социальных сетях и правильное использование интернета. Также организовываем полезный досуг школьников во внеурочное время. Уделяем особое внимание детям, состоящим на учете. Профилактические беседы направлены на информирование родителей и учащихся о рисках деструктивного интернет-контента и важности обращения за помощью в случае возникновения тревожных симптомов, – рассказала Дидар Серикова.
Во время семинара родители узнали об основных угрозах в интернет-контенте. Были даны рекомендации: проверить приложения и игры на телефонах детей, а также установить программы родительского контроля.
Школьные психологи посоветовали мониторить общение детей в социальных сетях и мессенджерах. Важно обращать внимание на настроение и эмоциональное состояние ребенка, а также на возможные проявления девиантного поведения и признаки склонности к суицидальному поведению.
В рамках семинара участниками были предложены различные подходы к предотвращению негативных последствий цифрового общения. Программы по медиа-грамотности, семейные консультации и создание безопасных онлайн-пространств стали основными темами обсуждения. Участники семинара согласились, что как родители, так и образовательные учреждения должны активно участвовать в формировании здоровых привычек у подростков, помогая им находить равновесие между виртуальной и реальной жизнью.