Мероприятия, прошедшие в этот день, были направлены на повышение осведомленности общественности о правах на защиту персональных данных.
Специалисты, занимающиеся обеспечением информационной безопасности, должны более активно проводить просветительскую работу среди населения, считает правовед Гульнара Абрахматова.
Эксперт рассказала, знают ли граждане о своих правах и обязанностях и об ответственности.
– При заполнении документов гражданам нужно четко знать цель сбора персональных данных и только после этого давать письменное согласие на их сбор и хранение. Персональные данные представляют информацию о конкретном человеке: ИИН, фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; фотография, номер телефона, сведения о доходах, биометрические данные и пр. По отдельности эти данные могут не идентифицировать человека, но в совокупности создают базу данных, – говорит она.
Согласно закону, граждане сами решают, какие данные могут использоваться публично, а что остается приватным при заполнении отдельного согласия на обработку персональных данных.
– Кроме того, можно указать срок действия такого согласия или обратиться с требованием прекратить передачу своих персональных данных (или их распространение, предоставление, доступ) к любому лицу, обрабатывающему их, или в суд. Но учитывают ли наши граждане, что, покупая товар, сами заполняют различные формы и предоставляют информацию о себе? Где гарантия, что эти базы данных не будут предоставлены в дальнейшем третьим лицам? – подчеркивает правовед.
Тем временем прокуратура Алматы предупредила об участившихся случаях интернет-мошенничества в мегаполисе.
Как сообщил в комментарии «Вечёрке» прокурор Первого управления прокуратуры Алматы Бекторе Абдирахманов, только за 12 месяцев прошлого года в городе зарегистрировано 10052 мошеннических преступления (в 2021 году – 8709). Из них 2318 фактов интернет-мошенничества.
Представитель надзорного органа подчеркнул, что наиболее часто жертвы подвергаются обману в сфере продаж в соцсетях. Как правило, граждане сами являются инициаторами знакомства, находят в сети объявления, вступают в контакт с мошенниками. Будучи введенными в заблуждение, самостоятельно отправляют деньги для приобретения товаров.
В связи с этим Бекторе Абдирахманов призвал горожан к бдительности и подчеркнул, что никто лучше вас самих не сможет уберечь имущество и сбережения. При получении информации о выгодных предложениях нельзя поддаваться эмоциям.
– Всякая просьба перевести денежные средства должна насторожить. К примеру, если незнакомый продавец требует перечислить ему полную или частичную предоплату за приобретаемый товар на электронный счет. Низкая стоимость товаров должна вызвать также подозрение.
Серьезные интернет-компании не просят перечислить деньги на виртуальный кошелек. Убедитесь в правильности написания адреса ресурса в адресной строке вашего браузера. Если возникла проблема с картой, незамедлительно обратитесь в банк, – порекомендовал Бекторе Абдирахманов.
Статья опубликована в №15 -16, от 31.01.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Цифровая культура".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!