С утра 11 апреля, в Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, лил дождь, но именно к тому времени, когда в парке 28 гвардейцев-панфиловцев собрались алматинцы, чтобы возложить цветы к Вечному огню, осадки прекратились, и даже на мгновение выглянуло солнце.
По словам заместителя председателя городского совета ветеранов Серика Курмангалиева, с этого дня начался месячник во всех учебных заведениях Алматы по военно-патриотическому воспитанию молодежи и увековечиванию памяти защитников Отечества и жертв Второй мировой войны.
– Сегодня день скорби, очень много наших братьев и сестер отдали жизнь в Великой Отечественной войне, – сказал Серик Курмангалиев. – В годы войны было 14 тысяч нацистских концлагерей, в которых погибло более восьми миллионов человек, в том числе два миллиона детей. В нашем городе осталось всего 22 человека, которые прошли эти концлагеря, и только двое из них смогли сегодня прийти и почтить память узников фашизма, возложить цветы к мемориалу славы. Мы надеемся, что ужасы той войны не забудутся еще долгое время.
Для этого во всех школах, учебных заведениях объявлен месячник, посвященный 78-й годовщине Победы во Второй мировой войне. День Победы – это необычный праздник, праздник со слезами на глазах, праздник великой скорби. Мы всегда будем помнить и чтить всех наших отцов, братьев, сестер, отдавших жизни в той войне.
Нацистские концлагеря подразделялись на трудовые и лагеря смерти, часто в них попадали целыми семьями, взрослые и дети.
– Из 22 человек сегодня пришли только двое, – говорит председатель ОО «Алматинская городская организация бывших несовершеннолетних узников фашизма» Ирина Костина. – Самая младшая – Зинаида Павловна Землянская, ей 83 года, самой старшей 95 лет, это Александра Алексеевна Чередниченко, она прошла три концлагеря. Александра Алексеевна рассказывала, что ее мама скрывала в советское время, что была в концлагерях, потому что даже дети считались преступниками, изменниками Родины, врагами народа. Только в 90-х годах смогли сказать о том, что детьми были в концлагере, и получить специальный статус. На всех детей узников концлагерей в КГБ были заведены личные дела, карточки. После развала Союза им выдали подтверждающие справки, что они действительно были в концлагерях. Это, конечно, страшная история, и нам больно ее вспоминать. У меня родители оба были в концлагере детьми, я их рано потеряла, поэтому я детдомовский ребенок, для меня тем более это больная тема. Мы с дочерью в 2013 году летали в Беларусь к тете, и она рассказывала нам, как они жили в оккупации, как в концлагерях немцы выкачивали кровь с детей, ставили на них эксперименты.
О таких же ужасах рассказала 88-летняя Зинаида Кузьмина, которой на момент начала войны было шесть лет.
– Мы жили в городе Остров Ленинградской области, и с начала войны, то есть с 5 июля 1941 года, жили в оккупации, – вспоминает Зинаида Дмитриевна. У меня было два брата, одному восемь лет, а второму – около 16, но он исчез, мама предполагала, что он ушел в партизаны. Фашисты обливали бензином частные дома и поджигали у нас на глазах, сгоняли людей и заставляли на это смотреть, ставили виселицу и казнили тех, кто помогает партизанам и подпольщикам. Так мы прожили два года, а потом нас отправили в Германию. Год и восемь месяцев мы пробыли в концлагере. Сначала в один концлагерь нас отправили, потом – в другой. Это были трудовые концлагеря, но названий их я не знаю. Туда привозили людей целыми семьями, работали взрослые и дети старше 12 лет, а нас, малышей, держали в бараках. У нас без конца брали кровь. Кормили хлебом с опилками – 60 граммов и баландой, в которой ни картошки, ни крупинки. Так мы до освобождения были в этом концлагере в городе Висмаре в Германии. Я хорошо помню, что когда нас освободили, то наши военные дали нам лошадей и тележку, и мы, пять семей, ехали в ней. Когда доехали до Одера, то лошадей забрали и нас распределили по областям – кого куда. Посадили в вагоны, и мы долго-долго ехали, потому что рельсы были разбиты и приходилось ждать, когда их отремонтируют. В августе 1945 года попали домой, а в сентябре, почти в 10 лет, я пошла в школу. Нам повезло: наша семья выжила, маму брат забрал в Ленинград, она умерла в 70 лет. Я вышла замуж и переехала сюда. Через три дня будет 63 года, как живу в Алматы. Это все помнится от и до и невозможно забыть. Я себя плохо чувствовала и ноги болели, но сегодня всю ночь не спала и думала: «Как же я не поеду? Надо собрать силы и ехать».
Зинаиде Кузьминой и Зинаиде Землянской после церемонии возложения цветов представители Россотрудничества вручили подарки – продуктовые наборы, остальным двадцати бывшим несовершеннолетним узникам фашизма развезли пакеты по домам.
Статья опубликована в №47 от 13.04.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Люди мира, будьте зорче втрое!».
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!