Ежегодно на дорогах Казахстана гибнет более 2000 человек.
В прошлом году Президент РК Касым-Жомарт Токаев отметил, что каждая трагедия на дорогах с человеческими жертвами должна расцениваться как чрезвычайное происшествие. Для повышения безопасности на дорогах и уменьшения ДТП в Алматы до пандемии в пилотном режиме был запущен проект Vision Zero Almaty, призванный снизить аварийность в городе. Он был разработан и утвержден Департаментом полиции совместно с акиматом города и общественными объединениями.
Национальный консультант ПРООН в Казахстане по продвижению концепции Vision Zero Almaty Данияр Нурпеисов отметил, что проект направлен на снижение травматизма на дорогах и реализуется Министерством труда и соцзащиты населения совместно с программой развития Организации Объединенных Наций.
– Большинство транспортных происшествий происходит внутри населенных пунктов. Исходя из этого мы понимаем, что необходимо принимать кардинальные меры по повышению дорожной безопасности. Транспортная инфраструктура должна учитывать всех участников движения. Надо понимать, что инвалиды являются полноправными участниками движения, и при проектировании необходимо учитывать их мнение. Им сложнее ориентироваться на дороге. В современном мире растет осознанность данной проблемы. Многих ДТП можно избежать, учитывая ключевые факторы риска. Этого можно добиться путем снижения скоростного режима на более аварийных участках, изменения геометрии улиц. Необходимо адаптировать улицы, знаки, – говорит он.
Исследования показывают, что в странах с высоким уровнем доходов негативный эффект от ДТП доходит до шести процентов от ВВП, для стран с низким – до 2,5 процента. Для Казахстана этот показатель равен 3,3 процента от ВВП, за 2022 год это 7,3 млрд долларов.
В рамках проекта Vision Zero Almaty планируется гуманизация пространства на пяти улицах – Тлендиева, Тургут Озала, Манаса, Байзакова, Калдаякова, которая будет произведена в ходе среднего ремонта, а также реконструкция двенадцати перекрестков.
Согласно плану, на улице Тлендиева будет упорядочен поперечный профиль и проложено как минимум две ходовые полосы на перегонах с дополнительными полосами на перекрестках.
Будут ликвидированы парковки на тротуарах, построены тротуарные мысы, приподнятые переходы и пересмотрены места для озеленения и светофоров.
На перекрестке проспектов Аль-Фараби и Назарбаева планируется создание нового пешеходного перехода. Он будет организован в северной части перекрестка проспекта Назарбаева с сохранением перехода у дома № 245. Пешеходный переход будет в южной части, а также на всех переходах проспекта установят светофоры.
Стоп-линии будут расположены минимум за шесть метров до пешеходных переходов. Будут ликвидированы правоповоротные рукава на юго-западном, юго-восточном и северо-восточном углах перекрестка. На разворотах и съездах уменьшится асфальтная зона за счет дополнительного озеленения. Также будет закрыта разгонная полоса южнее перекрестка по западной стороне с ликвидацией кармана на автобусной остановке.
Еще один проект, нацеленный на повышение безопасности, – это реконструкция перехода у школы № 121 на улице Маргулана. Там будет установлен пешеходный светофор по главной улице. Архитекторы предложили заузить проезд с южной и северной сторон, убрав парковку, и создать зеленую зону в пространстве между заездами.
Цели программы Vision Zero Almaty до 2030 года:
разработка плана снижения скоростного режима в городе по умолчанию с 60 до 30 км/ч;
повсеместное обязательное внедрение нормативов в ПСД и СМР с обязательным контролем экспертизы на проектном этапе и отдела, отвечающего за Vision Zero Almaty на этапе СМР;
разработка стратегической схемы размещения элементов БДД на территории города с поэтапным выполнением;
создание безопасных зон у всех социальных объектов города;
внедрение и сбор понятных и доступных статистических данных по ДТП;
развитие общественного транспорта (включая ночные маршруты) со снижением уровня автомобилизации, внедрение принципов Transit oriented development и complete streets;
расследование каждого ДТП с участием пешеходов с принятием мер по устранению вызвавших их причин;
меры по прозрачности программы – доступный сайт, открытость планов, актуальные данные и статистика.
В рамках мероприятия был подписан четырехсторонний меморандум между Алматыгенпланом, Ассоциацией урбанистов Q88, Управлением городской мобильности и Freedom Finance для дальнейшего сотрудничества.
Статья опубликована в №50 от 20.04.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Нулевой травматизм».
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!