В Алматы состоялся форум «Такси Казахстан 2025» – крупнейшая ежегодная площадка для диалога между бизнесом в сфере перевозок и государственными органами, сообщает Vecher.kz.
Мероприятие собрало более 1000 участников, включая представителей крупных таксомоторных парков, агрегаторов, автомобильных и лизинговых компаний, брендов автозапчастей и поставщиков оборудования. Форум прошел в формате двух параллельных сессий и большой отраслевой выставки.
Перевозки в такси остаются одной из самых динамично развивающихся отраслей Казахстана. За последние два года количество таксопарков увеличилось с 300 до более 500, а численность работников сферы превысила 200 тысяч человек. По данным Бюро национальной статистики, с января по август 2025 года такси перевезли более 102 миллионов пассажиров.
Главными темами для обсуждения на форуме стали:
· регулирование и налогообложение такси;
· перспективы развития бизнеса и транспортного рынка;
· автомобильный рынок и инструменты финансирования для таксомоторной отрасли;
· развитие эко такси в Алматы и по всей стране.
В рамках форума депутат мажилиса Сергей Пономарёв поделился прогнозами о будущем Алматы и перспективах развития электромобильного транспорта. По его словам, город вступил в фазу крупных инфраструктурных преобразований, включая газификацию, развитие электромобильности и модернизацию энергосистемы.
«Проект газификации Алматы реализуется много лет и сегодня входит в завершающую стадию.», – подчеркнул Пономарёв.
Депутат отметил, что расширение дорог традиционным способом больше не решает проблему загруженности:
«Сколько бы мы ни строили развязок, машин будет больше, и ситуация только ухудшится. Чтобы побудить людей пересесть на общественный транспорт, необходимо сделать поездку на автобусе или метро удобнее, чем на личном автомобиле».
При этом, по мнению Пономарёва, рост электромобильного парка зависит не только от наличия зарядных станций, но и от возможностей энергосистемы. Сегодня в Казахстане используется около 15 тысяч электрокаров.
«Если количество автомобилей достигнет 50–100 тысяч и все они начнут заряжаться одновременно, это может перегрузить сеть. Пока «KEGOC» уверяет, что мощности достаточно, но планировать развитие нужно заранее», –сказал он.
Депутат также поднял вопрос о введении «зеленых» номеров для электромобилей и их допуске на выделенные полосы, отметив, что эти меры могут стать важным стимулом для развития экологичного транспорта. Обсуждается и продление льгот по НДС и ввозным пошлинам для электрокаров: окончательного решения пока нет, но снижение стоимости является ключевым фактором роста рынка.
Президент Казахстанского автомобильного союза Анар Макашева рассказала о роли женщин в отрасли. По ее словам, женщин среди водителей сегодня много, особенно в службах безопасного сопровождения – когда женщина везет женщину или сопровождает детей. Однако среди руководителей таксомоторных компаний женщин почти нет.
Статистика подтверждает: по данным на декабрь 2024 года, в Казахстане 1 569 258 женщин имели водительские удостоверения, что составляет около 25% от общего числа водителей.
Что касается рынка автомобилей, по итогам 2024 года в стране было реализовано более 205 тысяч транспортных средств всех типов. В 2025 году ожидается рост продаж на 5–10%, а прогноз на 2026 год сохраняется позитивным. Расширятся программы финансирования, модельный ряд автомобилей, включая казахстанское производство, а по многим моделям уже произошло снижение цен –от 2 до 17%. Таможенная пошлина на электромобили остается нулевой, а в Казахстане официально представлены более четырех марок электрокаров, которые быстро набирают популярность в среднем ценовом сегменте.
При этом власти усиливают контроль над импортом автомобилей, чтобы предотвратить ситуации с юридически проблемным транспортом и защитить граждан.
По итогам форума участники обсудили законодательные инициативы, которые будут учитываться при разработке поправок, направленных на поддержку развития отрасли такси, стимулирование электромобильности и улучшение городской мобильности.
Форум «Такси Казахстан 2025» подтвердил: отрасль такси в Казахстане стремительно растет, при этом государство и бизнес совместно ищут пути для перехода на экологичный транспорт, повышения доступности общественных сервисов и улучшения городской мобильности в целом.