Организаторами научного форума ученых, состоявшегося в гибридном режиме, стали Национальный научный центр особо опасных инфекций (ННЦООИ) имени Масгута Айкимбаева, Германское общество по международному сотрудничеству (GIZ) и Институт микробиологии Бундесвера (IMB).
Открывая симпозиум, вице-консул ФРГ в Алматы Вольфганг Фауст подчеркнул, что германско-казахстанское сотрудничество в области биологической безопасности предполагает единый подход и адекватное реагирование при возникновении опасности биологического характера.
– На базе ННЦООИ при участии Германского общества по международному сотрудничеству и Института микробиологии Бундесвера организована Казахстанско-Германская школа биобезопасности по обучению специалистов в области здравоохранения, ветеринарии, – сказал генеральный директор центра особо опасных инфекций Токтасын Ерубаев. – Благодаря такому сотрудничеству международные научные конференции, способствующие научному обмену в вопросах противодействия инфекционным болезням, проходят ежегодно. Этому не помешала даже пандемия коронавируса: в 2020 и 2021 годах проводились обучающие семинары в онлайн-режиме.
– Профилактика единого здоровья предполагает тесное взаимодействие ветеринарной и медицинской служб, однако у нас пока этого не наблюдается, – считает доктор медицинских наук Алим Айкимбаев.
В качестве примера он привел такие болезни, как бруцеллез и сибирская язва. По словам профессора, сейчас нередки случаи заражения людей этими заболеваниями в благополучных якобы хозяйствах.
– Почему «якобы»? Потому что ветеринарная служба не проводит полного обследования животных или же намеренно скрывает от органов здравоохранения результаты. То же самое касается и такой тяжелейшей болезни, как сибирская язва. Ею заражаются и болеют животные не только в Казахстане, но и в других странах мира, где развито сельское хозяйство. Если в США люди фактически не болеют ею, то у нас это далеко не редкость. Причина этому – американскому фермеру никогда в голову не придет резать на мясо больное животное. При первых же симптомах болезни он сообщает специальным службам, те немедленно забирают животное на кремацию. А в Казахстане в это время продают по дешевке мясо больного животного перекупщикам, а те сбывают его на стихийных придорожных рынках.
По словам профессора, это будет продолжаться до тех пор, пока между службами, ветеринарными и медицинскими, не будет налажено межведомственное взаимодействие и не появятся совместные целевые программы.
События последних лет, по мнению Токтасына Ерубаева, сделали особенно выпуклыми вопросы биологической безопасности.
– Новая инфекция (COVID-19) повлияла не только на здоровье людей, но и на экономику стран, – сказал он. – Сейчас, когда ситуация стабилизирована и инфекция ожидаемо перешла в разряд сезонных простудных заболеваний, на первый план вновь вышел всегда актуальный для Казахстана вопрос – предупреждение и недопущение распространения особо опасных инфекций – бруцеллеза, сибирской язвы, конго-крымской геморрагической лихорадки, туляремии и особенно чумы. Напомню, что площадь природных очагов чумы в Казахстане является наибольшей по сравнению с другими странами СНГ и составляет более 50% очаговой по чуме территории этих стран.
Это, по словам Токтасына Ерубаева, одна из причин того, почему три года назад Казахский научный центр карантинных и зоонозных инфекций изменил свой статус – стал Национальным научным центром, объединившим в своем составе все противочумные станции Казахстана.
Он напомнил, что 40% территории Казахстана (более одного миллиона квадратных километров) являются природными очагами чумы.
Токтасын Ерубаев сообщил, что сейчас идет активизация горных очагов чумы с летальными исходами среди населения в сопредельных с Казахстаном странах – России, Монголии, Китае и Кыргызстане. Источниками заражения людей во всех этих регионах стали сурки. В Казахстане благодаря постоянному мониторингу очагов чумы и информированности населения заражение людей чумным микробом не наблюдается с 2003 года.
Ведущий специалист ННЦООИ Галина Ковалева напомнила, что чумной микроб гораздо опаснее других, известных сегодня человечеству.
– Неслучайно любую вновь приходящую инфекцию, пока не изобретут способа борьбы с ней, называют «чумой века». В ХХ веке так называли испанку, СПИД, в ХХI – COVID-19. То есть страшнее инфекции, чем чума, человечество еще не знает. Даже если у заразившегося человека развивается бубонная форма чумы, то без адекватного лечения она быстро осложняется, переходя в легочную форму. Последняя очень опасна из-за высокой контагиозности и быстрого распространения: человек, слегка кашлянув, заражает на малом расстоянии большое количество людей. Сегодня при своевременном обращении за медицинской помощью и своевременно начатом лечении можно предотвратить летальность.
Статья опубликована в №133, от 10.11.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Такая вот зараза".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!