В Алматы по поручению акима города Ерболата Досаева устанавливают самонивелирующиеся, или плавающие, канализационные люки. В настоящее время установлено 943 люка.
Проект самонивелирующихся люков реализован в рамках текущего ремонта дорог силами (545) районных акиматов и коммунальными службами, также в рамках среднего ремонта (398) на магистральных улицах управлением городской мобильности Алматы.
Конструкция предназначена для сохранности асфальтового покрытия вокруг канализационных колодцев и обеспечения комфортного проезда автомобилистам.
Данные люки в экспериментальных целях управлением городской мобильности были установлены по проспектам Достык, Назарбаева, Абая и ул. Кабанбай батыра в 2022 году. По наблюдениям дорожников, вышеуказанные люки показали большую износостойкость к существующим нагрузкам транспортных средств. Для улучшения эксплуатационных качеств дорожного покрытия в текущем дорожно -ремонтном сезоне такие люки были использованы на улицах с интенсивным дорожным движением (пр. Райымбека, Толе би, Шаляпина, Дулати, Навои, Калдаякова, Шевченко, Курмангазы, Кабанбай батыра, Майлина, Бекмаханова, Суюнбая и т.п.).
В целом, на дорогах и тротуарах Алматы установлено более 40 тысяч канализационных люков, принадлежащих различным предприятиям, таким как водоканал, тепловые, газовые и телефонные сети. Однако канализационные люки часто подвергаются кражам. С начала этого года было украдено порядка 500 люков. Поэтому каждое городское предприятие следит за закрытием всех люков, находящихся в их обслуживании, поскольку открытые или поврежденные люки представляют потенциальную опасность для жителей.
Напомним, на брифинге в СЦК 22 июня 2023 года глава города сообщил о планах по строительству 25 км новых дорог в 6 микрорайонах города и проведении среднего ремонта 200 км с использованием полимерных добавок. В рамках этих работ будет установлено 8 тысяч плавающих люков, способных выдерживать механические и температурные нагрузки. Использование новых технологий позволит увеличить срок проведения среднего ремонта дорог с 5 до 10 лет.
Плавающий люк не крепится на опорные кольца канализационных колодцев, что снижает нагрузку на саму конструкцию примерно на 50% и помогает железобетонным элементам стойко выдерживать постоянные нагрузки. Кроме того, при изменении температуры дорожное полотно под люком не проседает. Люки с плавающими корпусами двигаются вместе с асфальтом. Это существенно увеличивает срок эксплуатации как самого колодца, так и люка в целом.
Отметим, в настоящее время в городе имеется 2746 улиц, протяженностью 3 097 км, из них 69 магистральных улиц, протяженностью 130 км. На текущий момент на улично-дорожной сети города имеется существующих люков на проезжей части ориентировочно в количестве 40 119 ед. и 21 000 ед. дождеприемников.