В Алматы в честь десятилетия Astana Opera прошли гастроли ведущих солистов, оркестра и хора театра

В Алматы в честь десятилетия Astana Opera прошли гастроли ведущих солистов, оркестра и хора театра Фото предоставлено пресс-службой театра Astana Opera

В первые же годы со дня своего открытия столичный театр оперы и балета Astana Opera завоевал любовь зрителей в Казахстане и за рубежом, став визитной карточкой страны.


Молодой коллектив собрал лучших отечественных оперных певцов, артистов балета, хористов, музыкантов. Многие из них, составлявшие цвет алматинского культурного сообщества, обосновались в роскошном театре Астаны, оставив в южной столице своих поклонников. 


Изрядно соскучившись по своим любимцам и желая познакомиться с другими ведущими солистами и музыкальными коллективами Astana Opera, алматинская публика устроила им теплый прием и обеспечила аншлаг в обоих гастрольных вечерах, которые состоялись на разных концертных площадках. В отличие от своих предыдущих гастролей в Алматы Astana Opera на этот раз привезла с собой не спектакли, а концертные программы, и выступала не на сцене Казахского нацио­нального театра оперы и балета имени Абая, а в зданиях Казахского национального оркестра народных инструментов имени Курмангазы и Казгосфилармонии имени Жамбыла. 


В первый день зрителям представили грандиозный концерт «Гала-опера». Как рассказал журналистам дирижер театра Astana Opera, заслуженный деятель Казахстана Абзал Мухитдин, концертную программу он составил за месяц до гастролей и пытался сделать так, чтобы она была нескучной, насыщенной, интересной и разнообразной. 


Открыла вечер музыка отечественных композиторов: песня «Айтбай» Биржан-сала с переложением для фанфары Абзала Мухитдина, симфонический кюй «Арнау» из оперы «Томирис» Алмаса Серкебаева, «Хор девушек» и «Тарантелла Мыстан» из оперы «Алпамыс» Еркегали Рахмадиева, каватина Серке из оперы «Айсулу» Сыдыка Мухамеджанова, выход Жібек и финал оперы «Қыз Жібек» Евгения Брусиловского. Завершило казахский блок гала-концерта произведение Толегена Мухамеджанова «Туған жер» для домбры с оркестром. На домбре играл Руслан Баймурзин, второй дирижер этого вечера, ученик Абзала Мухитдина и профессиональный домбрист.


– Для многих зрителей, наверное, будет подарком исполнение произведения «Туған жер» нашего композитора Толегена Мухамеджанова, которое он специально написал для домбры и симфонического оркестра, эту музыку аранжировал ваш покорный слуга. Мы показывали это произведение во многих странах, включая сцены Карнеги-холл, Опера Бастилии и другие. Всегда, когда есть возможность показать какое-то разнообразие, мы это делаем. Проверено, что публика воспринимает эту музыку очень тепло. Для домбры и классического оркестра сейчас никто не пишет такие произведения, это интересное сочетание, – рассказал перед концертом журналистам Абзал Мухитдин. 


По его словам, прозвучавшие в казахском блоке гала-концерта «Хор девушек» и «Тарантелла Мыстан» из оперы «Алпамыс» Еркегали Рахмадиева – редко исполняемые произведения. В прошлом году Astana Opera осуществила постановку этого спектакля, и он пользуется огромным успехом.


В первый вечер прозвучало немало красивейших произведений, как популярных, так и не очень известных, написанных европейскими и русскими композиторами, но масштабности гала-концерту придали «Половецкие пляски» Александра Бородина и гранд-финал из оперы «Аида» Джузеппе Верди. Заслуженный деятель Казахстана Жупар Габдуллина, которая ранее была ведущей солисткой ГАТОБ имени Абая и преподавала академический вокал в консерватории имени Курмангазы, как всегда блестяще исполнила арию Аиды, а затем выступила в гранд-финале вместе с меццо-сопрано Салтанат Муратбековой (Амнерис), тенором Саяном Исиным (Радамес), баритоном Талгатом Галеевым (Амонасро), басом Шынгысом Расылханом (Рамфис) и басом Бахтияром Омаровым (Фараон). Триумфальный гранд-финал завершил первый гастрольный день Astana Opera.


Второй концерт столичного театра состоялся на сцене Большого зала Казгосфилармонии. В исполнении солистов, огромного объединенного хора Astana Opera и Государственной хоровой капеллы имени Бахытжана Байкадамова, симфонического оркестра «Астана Опера» под управлением Абзала Мухитдина был представлен «Реквием» Джузеппе Верди. Солистами выступили сопрано Жупар Габдуллина, меццо-сопрано Татьяна Вицинская, тенор заслуженный деятель Казахстана Медет Чотабаев и бас Шынгыс Расылхан. 


Хормейстеры обоих коллективов – заслуженные деятели Казахстана Ержан Даутов и Беймбет Демеуов – ученики народного артиста СССР Анатолия Молодова. Для них это не первое сотрудничество. 


– «Реквием» Верди – одно из величайших произведений в истории музыки, это шедевр кантатно-ораториального жанра мировой классики, – говорит главный хормейстер театра Astana Opera Ержан Даутов. – Исполнить это произведение с таким выдающимся коллективом, как хоровая капелла имени Бахытжана Байкадамова, которой руководил наш учитель, дорогого стоит. Теперь мы, его ученики, решили сделать большой совместный проект. 



На вопрос, в чем сложность исполнения «Реквиема», Ержан Даутов ответил:


– Само по себе произведение сложное, потому что это не просто реквием, он написан в оперном стиле, здесь есть и дуэты, и квартеты, и арии. То есть реквием Верди отличает то, что он написан как оперное полотно. Сложность для нас также состоит в том, что мы выступаем перед алматинской публикой, избалованной качеством исполнителей, поэтому мы волнуемся. Я всегда говорю, что легче выступать где-то за рубежом, чем в Алматы, публика здесь особенная. Даже по первому гала-концерту было видно, что зрители пришли образованные, которые подмечают все. На самом деле основная сложность – это впечатлить публику Алматы.



То же самое сказал перед первым концертом и маэстро Абзал Мухитдин:


– Для нас большая ответственность выступать в Алматы, мы это хорошо понимаем, потому что иногда легче дать концерт где-то в Америке, чем здесь. Мы очень волнуемся, потому что будем выступать перед своими учителями.



По поводу выбора произведения для второго концерта он отметил:


– «Реквием» Верди выбран не случайно, мы внутренне все ощущаем, что нам не хватает молитвы, какой-то чистоты помыслов. Он был написан на смерть Россини, Верди считал его своим учителем. Если внимательно прислушаться, то можно услышать церковные цитаты, которые перекочевали из «Маленькой торжественной мессы» Россини в «Реквием» Верди. Это очень интересно с музыкальной точки зрения. Кроме того, в этом году в январе у нас происходили трагические события, и происходят они в Украине, Китае, поэтому, я думаю, исполнение данного «Реквиема» всегда к месту. Когда звучит это произведение, наши мысли находятся с безвинными жертвами. Везде по миру происходят какие-то негативные вещи, и нужно иногда задумываться, почему это случается. Наверное, нужно молиться чаще, а «Реквием» – это молитва. 


Статья опубликована в  №148–149, от 15.12.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Молитва для Алматы".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

19:26

18:40

17:57

17:28

16:56

16:30

16:06

15:40

15:13

14:48

14:26

14:03

13:40

13:18

12:53

12:31

12:21

12:09

11:47

11:25

11:03

10:38

10:16

10:04

09:36