Автором либретто и хореографии является балетмейстер Майлен Тлеубаев. Он воплотил в жизнь мечту своего отца – выдающегося казахского балетмейстера Минтая Тлеубаева, который сотрудничал с Алмабеком Меирбековым. Минтай Тлеубаев в 1980-х годах был главным балетмейстером ГАТОБ имени Абая, и именно ему принадлежит идея постановки детского спектакля о хитроумном герое народных сказок – безбородом обманщике Алдаре Косе. Музыковеды говорят, что неотъемлемой частью творческого наследия двух ярких личностей является сочетание национального колорита с достижениями мирового академического искусства. Балет «Алдар Косе» стал вершиной творчества Алмабека Меирбекова того периода, но, к сожалению, произведение не было окончено. Вероятно, этому помешали развал советского государства и невостребованность материала для детского спектакля в те сложные времена. Балет тогда так и не был поставлен, однако спустя три десятилетия сын Минтая Тлеубаева Майлен, долгие годы живущий в Японии, осуществил творческие планы отца. В составе международной постановочной группы главный дирижер КазНТОБ имени Абая заслуженный деятель Казахстана Нуржан Байбусинов, японская театральная художница Инна Суги, художник видеографики Ербол Бисенов.
В основу либретто, написанного хореографом-постановщиком Майленом Тлеубаевым, легли сказки о мудреце и шутнике Алдаре Косе, распространенные среди многих народов Средней Азии. Поскольку музыка к балету не была завершена, Майлен Тлеубаев, заручившись согласием Ердена Меирбекова, сына композитора, расширил партитуру постановки благодаря другим произведениям автора. Балет обрел законченную форму и предстал перед публикой большим, красочным, ярким спектаклем. Все в нем удачно сошлось – музыка, хореография, комедийно-лирический сюжет, мастерство постановщиков и артистов, сценографическое искусство, костюмы, видеоряд, интересный для детворы и напоминающий анимацию. Корреспонденты «Вечёрки» знакомились с постановкой во второй премьерный день – воскресенье, когда танцевал второй состав артистов. Главную партию весельчака Алдара Косе исполнил Каскырбай Ескали. Он помогает вызволить из беды красавицу Айсулу, в образе которой предстала Айман Егисбаева. Жениха главной героини – пастуха Илентая танцевал Сырым Аюпов. Партию друга Илентая – охотника Альти исполнил Елдар Абилов. Коварная колдунья Жезтырнак – молодая и красивая обольстительница с медными когтями – представлена Наргиз Мирсеидовой, которая восхитила и взрослых зрителей, и юных. Двух других отрицательных персонажей – глупого бая и жадного судью представили Адилет Карипов и Амир Жексенбек. Появилась возможность танцевать на большой сцене в настоящем спектакле у десяти воспитанников Алматинского хореографического училища имени Александра Селезнева, потому что сказка про Алдара Косе не обошлась без детворы.
По словам Майлена Тлеубаева, на создание образа главного героя и других персонажей очень сильно повлиял фильм Шакена Айманова «Безбородый обманщик» 1964 года. Режиссером и исполнителем главной роли в картине был сам Шакен Айманов.
– Великолепный актер и режиссер Шакен Айманов сумел четко и красочно, несмотря на то, что фильм чернобелый, показать всех главных и второстепенных героев. Также значительную роль в создании балета оказала книга «Алдар Косе» Константина Алтайского, изданная в 1977 году в Алматы издательством «Жалын». Эта книга написана по мотивам казахских народных сказок, в которых рассказывается о никогда не унывающем безбородом обманщике Алдаре Косе. Находчивый Алдар Косе всегда готов помочь добрым, честным людям и не терпит жадных, хитрых и ленивых. Эти особенно важные вещи в жизни показаны в детском балете-фантазии «Алдар Косе», – говорит Майлен Тлеубаев.
После спектакля мы попросили его пояснить, как шла работа над завершением музыкальной части балета.
– Балет не был готов, музыку пришлось собирать, – ответил Майлен Тлеубаев. – Композитором были написаны какие-то сцены, увертюра «Проделки плута». Есть партии, написанные для народных инструментов, – это увертюра «Шабыт», которая звучала в конце последнего акта. Ее переложили на оркестр. Алмабек Меирбеков написал первую часть балета, где-то на 30 минут. У нас вторая часть первого акта и второй акт практически – это произведения, не связанные с балетом. Мой отец не ставил этот балет, он только включил его в планы театра. Не было поставлено ни одного движения. Никаких эскизов тоже не было. Балет делался с нуля. Я получил весь музыкальный материал от руководства театра и Ердена Меирбекова, сына композитора, он очень помог в этом плане. На YouTube есть запись концерта Государственного академического симфонического оркестра под управлением дирижера Муслима Эмзе, который вел музыковед Юрий Аравин. Оркестр играл сюиту «Проделки плута» и сюиту из балета «Алдар Косе». Там Юрий Петрович очень хорошо и подробно рассказывает, что Алдар Косе – это не чисто казахский персонаж, он есть и у других тюркских народов. Поэтому я задумал этот балет как восточную стилизацию. Да, с казахским орнаментом, но рассчитанный на вывоз за границу, чтобы это был более ходовой спектакль. Хороший шаг сделан – в театре появился достойный детский балет. До этого был только балет «Три поросенка», который мой отец поставил очень давно, но сейчас он идет редко. Поэтому, думаю, эту традицию надо продолжать, чтобы был не один детский балет, а как минимум два-три. Чтобы детей, подрастающее поколение приучать к театру, музыке, танцу. Я поставил хореографию в классическом стиле, чтобы подготовить юных зрителей к классическим балетам – «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Все большие классические балеты поставлены достаточно просто, четко и понятно. Здесь используется мимика, пластика, жесты.
Майлен Тлеубаев отметил, что было подготовлено два состава исполнителей партий, в некоторых из них даже три.
– Оба состава хорошие, по-своему оригинальные, поэтому все молодцы, я очень рад. В спектакле было задействовано десять воспитанников хореографического училища имени Селезнева, это пятый класс. Они молодцы, раскрылись, и даже еще попросили где-то выйти, я им разрешил поимпровизировать.
По поводу своего сотрудничества с художником из Японии Инной Суги он рассказал:
– У нас своя команда. Спросил у руководства театра, возможно ли, чтобы я работал со своим художником, мне ответили: «Да, конечно». Инна Суги более 30 лет живет в Японии. Работала в Петербурге в кукольном театре и драматических. С ней я уже делаю третью работу, до этого у нас были балеты «Плаха» и «Снежная королева» в театре Булата Аюханова. Считаю, что и в этот раз художница очень хорошо справилась со своей работой. Были кое-какие поправки со стороны руководства театра, и все получилось очень даже гармонично.
На премьере балета присутствовала Дана Меирбекова – музыковед, общественный деятель, руководитель фонда «Коркыт» и сестра композитора, скоропостижно ушедшего из жизни в 2008 году. После спектакля она поблагодарила балетмейстера-постановщика от лица всей своей музыкальной династии «за потрясающую работу». По ее словам, получился шикарный симбиоз музыки, хореографии, визуального ряда, работы художника.
Следующий показ детского балета-фантазии «Алдар Косе» на музыку Алмабека Меирбекова состоится 17 декабря.
Статья опубликована в №146 от 07.12.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Мечта исполнилась»