Анализируя динамику развития отношений между Казахстаном и Китаем, выяснилось, что с каждым годом двусторонние отношения совершенствуются, переходя к новой фазе развития. Комплексные меры в торгово-экономических направлениях поспособствовали расширению торговой динамики, при этом показав положительные результаты. В частности, товарооборот между Казахстаном и Китаем в 2023 году составил 41 млрд долларов. Если сравнивать прошлогоднюю статистику, то наблюдается динамика роста: в 2022 году этот показатель был 24,1 млрд долларов.
На данный момент Казахстан и КНР успешно реализуют совместные экономические проекты. В рамках всесторонних проектов улучшается транспортно-логистическая инфраструктура, решаются вопросы по прозрачности логистических систем, наблюдается прогресс в области торговли и экономики.
Но надо признать, что существуют реальные вызовы и риски, которые замедляют работу транспортно-логистической отрасли и экономического роста, препятствуя дальнейшему развитию. Поэтому возникает необходимость исследовать совместные проекты между Казахстаном и Китаем, которые занимают особое место в экономике обеих стран.
«Один пояс – один путь»: влияние на экономику Казахстана
Если говорить об «Одном поясе – одном пути», то выясняется, что проект стремительно растет по своим масштабам и экономическому охвату. Причиной является глубокий анализ в сфере логистики и транспорта, непрерывная модернизация и совершенствование подходов и механизмов данного мегапроекта.
Недавно во время визита в КНР президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил, что «Один пояс – один путь» служит ключевым мостом между Востоком и Западом, а через Казахстан осуществляется 80% всех сухопутных перевозок между Китаем и Европой. Он подчеркнул огромное преимущество данного проекта, указывая на необходимость использовать его в полной мере.
Ретроспективный анализ говорит о том, что с момента создания (2013) проект «Один пояс – один путь» показал свою эффективность в сфере логистики, торговли и экономики. Проект постоянно обновляется, модернизируется и ведется активная работа по искоренению системных ошибок.
Если посмотреть экономические показатели данного проекта, то в период с 2013 до 2020 год Китай инвестировал в экономику Казахстана около $18,5 млрд, из которых $3,8 млрд были направлены в сферу транспорта. Каковы же основные показатели данного проекта?
В 2014 году в ходе переговоров между двумя странами были обсуждены 50 экономических проектов общей стоимостью 60 млрд долларов. В 2015 году между Казахстаном и Китаем были подписаны 33 документа, включая 28 соглашений в области индустриализации и инвестиций на сумму 23,4 млрд долларов.
В 2016 году было достигнуто соглашение о 51 проекте общей стоимостью более 27 млрд долларов в сферах промышленности, транспорта, инноваций и логистики.
В период с 2015 по 2018 год было успешно реализовано 12 совместных проектов Казахстана и Китая общей стоимостью 3,8 млрд долларов.
В 2022 году в рамках согласования казахстанской программы «НұрлыЖол» и китайской инициативы «Один пояс – один путь» реализуется ряд крупных совместных проектов на общую сумму более $21 млрд.
В 2023 году во время визита президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в КНР было подписано 30 коммерческих документов на 16,5 млрд долларов (в том числе инвестиционные, торговые соглашения, договоры о передаче технологий на производство).
Основные плюсы данного проекта для экономики Казахстана:
- воздействует на создание нового рабочего места в сфере малого и среднего бизнеса и логистике;
- влияет на развитие регионов (в связи с инвестиционными проектами и развитием логистики);
- способствует диверсификации транспортных маршрутов казахстанских товаров и ресурсов;
- увеличивает доходы государственного бюджета через взимание специальных транзитных тарифов;
- развивает и расширяет транспортную инфраструктуру страны через инвестиции в данную сферу;
- оказывает влияние на привлечение иностранных инвестиций и дополнительных доходов;
- повышает уровень индустриализации страны через открытие крупных производств;
- развивается энергетический сектор страны.
Основные риски, связанные с проектом «Один пояс – один путь»
Во-первых, риски, связанные с экологией, то есть с транспортно-логистическими перевозками и их воздействием на изменение климата.
Во-вторых, риски, связанные с политической психологией, включая синофобию среди населения, что может привести к некоторым трениям и недоразумениям.
В-третьих, вероятность конфликта интересов в связи с инфраструктурными проектами.
В-четвертых, риски в связи с недостаточной прозрачностью транспортно-логистических структур, которые влияют на увеличение коррупционных элементов.
Предложения и рекомендации в рамках «Один пояс – один путь»
Учитывая сильные стороны и приоритеты данного проекта, необходимо эффективно использовать основные преимущества, то есть для развития инфраструктуры и энергетического сектора, а также для поднятия уровня индустриализации страны, при этом открывая множество крупных индустриальных производств. Важно стремиться к прозрачности и устранять коррупционные составляющие, в том числе в сфере логистики, что негативно влияет на репутацию страны. При этом важно продолжать работу по цифровизации в данном направлении.
Несомненно, новое предприятие в рамках ОПОП положительно влияет на экономику страны и на социальное положение граждан (создавая рабочие места). А также влияние данного проекта на развитие МСБ, ч тов свою очередь, влияет на развитие среднего класса страны.
Таким образом, с экономической точки зрения данный проект представляет огромные возможности. Здесь необходимо эффективно использовать его преимущества, акцентируя внимание на приоритетах нашей страны и не забывая о вышеперечисленных рисках и угрозах, связанных с этим проектом. Детальное изучение и глубокий анализ в этой сфере положительно воздействуют на внешнеэкономический климат нашей страны.
Транскаспийский международный транспортный маршрут (Средний коридор)
В последнее время в связи с геополитическими изменениями и экономическими потребностями возрастает роль и актуальность Транскаспийского международного транспортного маршрута. На текущий момент многие страны мира фокусируются на развитии межконтинентального транспортно-логистического сектора.
Если говорить о текущей обстановке Среднего коридора, то здесь необходимо учитывать ряд факторов и интересы стран-участниц (акторов) данного международного маршрута. Каждый из них представляет разные компетенции и стратегические цели.
Например, Китай имеет огромный потенциал в плане инфраструктуры и по инвестиционным капиталам, однако региональные компетенции все ещё недостаточно развиты.
Если говорить о странах Среднего коридора, то экономика этих государств успешно привлекает инвестиции, но в институциональном плане есть недостатки. А Европейский союз обладает качественными региональными компетенциями, однако с точки зрения инвестиций наблюдаются минусы в связи с недостаточным вниманием на эту отрасль.
Экономические показатели данного международного маршрута характеризуются стремительным развитием трансконтинентальной торговли. В 2023 году объем грузоперевозок составил 65% до 2,7 млн тонн грузов, а в 2022 году было 1,7 млн тонн. А по итогам января 2024 года увеличился еще 2,5 раза, при этом планируется достичь до 4,2 млн тонн.
Текущее состояние Транскаспийского международного транспортного маршрута
В октябре 2023 года во время визита президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в КНР подписан ряд документов с Си Цзиньпином касательно дальнейшего развития Транскаспийского международного транспортного маршрута. Первое соглашение подтверждает намерения Китая и Казахстана о совместном наращивании контейнерных перевозок между Китаем и Европой по Транскаспийскому маршруту. Второй подписанный документ нацелен на наращивание конкурентоспособности этого логистического коридора.
Согласно этим документам, Казахстан и Китай обязуются работать над привлечением транзитных и внешнеторговых грузов на Транскаспийский маршрут. В частности, создаются условия для развития комбинированных перевозок, оказывается поддержка росту инвестиционных вложений, облегчаются административные барьеры и оптимизируются транспортно-логистические операции для скорейшего прохождения товаров.
Кроме этого на основе этих документов облегчается пропускная способность и создается специальная рабочая группа в целях обеспечения должного функционирования Транскаспийского маршрута. В целом будет реализовываться комплексная работа по развитию и расширению Среднего коридора. Расширение и модернизация транспортно-логистического сектора влияют на объемы торговли и экономические показатели стран Среднего коридора.
На данном этапе осуществляются комплексные меры по повышению пропускной способности Среднего коридора, что даст возможность переориентировать грузопотоки с альтернативных транзитных маршрутов на казахстанский сегмент ТМТМ. С 2017 года у Среднего коридора есть два важных маршрута: Трансказахстанская железнодорожная магистраль и железная дорога Баку - Тбилиси - Карс.
В марте 2023 года был подписан меморандум между АО «Казпочта» и WEA-Transport GmbH (уполномоченный железнодорожный оператор ЕС) и Huapengfei Company of China (национальный логистический оператор Китая). Согласно официальным источникам, это соглашение призвано облегчить трансграничную торговлю на евразийском пространстве и организовать международный логистический коридор для коммерческих товаров.
И в том же месяце КТЖ отправил первый поезд из Цзяочжоу на востоке Китая до порта Копер в Словении, впервые использовав Трансказахстанскую магистраль. А также в прошлом году начато строительство вторых путей на участке Достык – Мойынты, что позволит увеличить пропускную способность участка до пяти раз и объем транзитных перевозок между КНР и Европой.
Основные преимущества Среднего коридора для экономики Казахстана:
- Увеличивают объемы экспорта и выход на европейский рынок.
- Дополнительные доходы и инвестиции для экономики.
- Улучшает инфраструктурный потенциал страны.
- Благополучно влияет на транспортную торговлю.
- Модернизируется логистический сектор страны.
- Создаются новые экономические интеграции в связи с расширением транспортно-логистического сектора.
- Открытие новых возможностей для внешнеэкономической деятельности страны.
- Увеличиваются работники и частные предприниматели в сфере транспортного сектора, то есть дает положительную динамику для малого и среднего бизнеса Казахстана.
- Воздействует на инвестиционную привлекательность страны.
Согласно экспертной оценке, к 2030 году ежегодный грузооборот через Транскаспийский международный маршрут может вырасти в 10 раз и составить до 20 млн тонн. Для достижения данного показателя необходимо работать с основными барьерами и рисками, которые существуют на данном этапе.
Во-первых, административные барьеры и бюрократия в сфере логистики, которые замедляют время торговых поставок.
Во-вторых, ограниченность портовой инфраструктуры, которая негативно влияет на расширение данного проекта и экономический рост.
В-третьих, низкий уровень цифровизации и высокий уровень человеческого фактора, который влияет на коррупционные элементы.
В-четвертых, в техническом плане еще недостаточно развит по сравнению с другими транспортными коридорами.
В-пятых, имеются экологические проблемы, связанные с Каспийским морем, уровень воды в котором в последние годы начал стремительно снижаться. Поэтому важно работать в этих направлениях, чтобы полностью реализовать возможности данного проекта и удвоить экономические результаты.
Рекомендации по развитию и расширению Транскаспийского международного транспортного маршрута
Для дальнейшего развития сотрудничества стран необходимы инициативы по улучшению качества транспортной инфраструктуры, а также по дальнейшему снижению физических и нефизических барьеров.
- Необходимо качественно модернизировать транспортно-логистические инфраструктуры для расширения внешнеторговых связей Казахстана, и это влияет на интеграцию международной цепочки поставок;
- акцентировать внимание на развитие Среднего коридора, учитывая огромные возможности этого проекта, и сделать его одним из приоритетов внешнеэкономической деятельности страны;
- создавать много маршрутов во всех направлениях на основе этого проекта;
- следует работать одновременно с прозрачностью и эффективным моделированием данного проекта;
- используя во благо нераскрытые потенциалы Среднего коридора, надо пополнить вакуум с казахстанским сегментом.
Транскаспийский международный транспортный маршрут также влияет на развитие международного проекта «Один пояс - один путь». Оба этих международных транспортно-логистических проекта взаимосвязаны по развитию и циклично влияют друг на друга. Таким образом, они по экономическому потенциалу имеют большие перспективы, и по всем параметрам – огромные рычаги и компетенции для ускорения экономик стран Азии и мира.
Новая фаза двусторонних отношений между Казахстаном и КНР
Несомненно, состояние вышеперечисленных глобальных проектов влияет на дальнейшее развитие казахстанско-китайских отношений, укрепляя политическое доверие между двух стран. Взаимовыгодные договоренности и последовательная работа в этих направлениях, безусловно, воздействуют на углубление торгово-экономических интеграций. Поэтому важно продолжать работу по системному развитию совместных экономических проектов. В этом смысле необходима комплексная работа по направлению синофобии и мифов (в том числе информационно-разъяснительный), которые негативно влияют на те или иные инициативы касательно экономики или торговли.
Надо стремиться адекватно оценивать внешнюю политику Китая, без всяких фобий и мифов. Необходимо воспользоваться преимуществами, которые представляют совместные экономические проекты, применять сильные стороны этого региона для развития экономики Казахстана.
Работа по изучению востоковедения и качественная аналитика будут способствовать объективным решениям и сбалансированной деятельности.
Политолог Назерке Еркинкызы