Официально дом, расположенный по нижней части нынешней улицы Кабанбай батыра, между Панфилова и Назарбаева, назывался жилкомбинат № 5.
Но среди алмаатинцев 1930-х, а затем и 40-х годов прижились и неофициальные названия: «дом Левинсона» – по фамилии архитектора – и «дом писателей», поскольку основными его жильцами были известные и даже знаменитые литераторы.
История дома на тогдашней улице Калинина начинается в середине 1930-х, когда Алма-Ата обрела статус столицы союзной республики. Тогда был взят курс на возведение в городе многоквартирных домов с водоснабжением, канализацией и другими коммунальными и бытовыми благами.
Согласно генеральному плану города 1937 года, было решено расширять Алма-Ату в западном и южном направлениях. Исходя из этой концепции первые многоквартирные трехэтажки в городе стали появляться на бывшей тогда южной окраиной улице Калинина, нынешней улице Кабанбай батыра, при этом строительство велось с востока на запад.
Дома назывались жилкомбинатами, потому что на первых этажах размещались магазины, столовые, парикмахерские. Такая планировка вписывалась в бытовые тенденции того времени: пришедший с работы трудящийся получал возможность прямо в своем доме приобрести продукты, пообедать или поужинать, подстричься, воспользоваться услугами ателье или химчистки.
Об архитекторе жилкомбината № 5 сохранились противоречивые сведения. В ряде источников им значится некий М.Б. Левинсон, о котором практически невозможно найти никакой информации. Однако в справочнике «200 экскурсионных объектов г. Алматы», выпущенном в 2018 году, автором проекта назван советский архитектор Евгений Адольфович Левинсон (1894 – 1968). Если эти сведения верны, то архитектурное кредо Евгения Левинсона перекликается с концепцией проекта. Представитель ленинградской архитектурной школы участвовал в проектировании малоэтажных капитальных жилых домов по всему СССР. Евгений Левинсон создал ряд проектов, выполненных в духе советского неоклассицизма.
Наряду с передовиками производства главными жителями дома стали представители писательского сообщества. Такое внимание к поэтам и прозаикам было неслучайным: литература в то время воспринималась как главная идеологическая опора государства. Романисты, публицисты писали о важности труда, образования, повествовали о грандиозных стройках, о достойных подражания исторических личностях. Все это было крайне важно государству, а потому писателям создавались комфортные условия для жизни и работы, а некоторые квартиры жилкомбината были даже снабжены телефонной связью.
В числе первых обладателем ордера на квартиру в этом доме стал автор в то время стремительно набиравшего популярность романа «Путь Абая» Мухтар Ауэзов. Он получил ключи от квартиры № 29.
В годы Второй мировой войны в доме были размещены эвакуированные в Алма-Ату представители литературной элиты страны. Так, для писателя Константина Паустовского квартира Мухтара Ауэзова стала, по его выражению, настоящей писательской лабораторией. В октябре 1941 года Паустовский сообщал своему другу писателю Рувиму Фраерману: «…С большим трудом переехал в Алма-Ату… Город чудесный, весь в густых садах, у подножия снеговых гор, много солнца, жара… Живем у чудесного человека – казахского писателя Мухтара Ауэзова, он уступил нам одну комнату… Живем дружно, колонией».
Наряду с Паустовским в жилкомбинате № 5 и в жилкомбинатах по соседству на время эвакуации получили прописку лауреаты Сталинской премии Сергей Михалков, Константин Симонов, из Ташкента приезжал Алексей Толстой. Здесь писался «Брусиловский прорыв», отсюда по телеграфу в «Правду» передавались острые антифашистские эпиграммы Маршака, а также его трогательное четверостишие-тараторка «Рассеянный в Алма-Ата», где устами своего популярного персонажа Рассеянного с улицы Бассейной Маршак описал Алма-Ату 1940-х. Здесь создавались первые киносценарии, посвященные войне.
Гостями жителей трехэтажки на Калинина были артисты драмы, оперы и балета – в ноябре 1941 года через дорогу от жилкомбината было открыто новое здание театра оперы и балета, а потому вся литературная элита вечерами пропадала в театре, участвовала она и в так называемых ночных концертах, сборы от которых шли на нужды фронта.
После войны у дома, как и у всей тогдашней улицы Калинина, началась новая история. Ее героями уже были дети литераторов. Наступила «оттепель», на улице появились стиляги с модой на невероятные прически и яркую одежду. Из окон жилого дома с академическими стенами доносились рок-н-рольные музыкальные ритмы. Сама же улица Калинина неофициально стала называться Бродвеем – сокращенно Бродом.
И в последующие периоды жилкомбинат № 5 оставался в центре общественной и культурной жизни города.
Сегодня многоквартирный дом, ранее известный как жилкомбинат № 5, остается частью так называемого золотого квадрата Алматы, исторического пространства центральной части города. На первом этаже дома располагается множество кафе, и здесь всегда многолюдно. Мимо здания, как и в старые времена, пролегает троллейбусный маршрут № 9, и это постоянство, как и историческая архитектура и богатая на события и людей биография дома, создают вокруг него особую ауру, ценимую алматинцами.
Статья опубликована в №2, от 07.01.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Жилая история".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!