Весь свой творческий путь Газиза Ахметовна Жубанова находилась в авангарде.
Как композитор искала новые формы, чтобы выразить богатство музыкального наследия Казахстана. Как ректор стремилась сделать Алма-Атинскую консерваторию одним из самых передовых музыкальных вузов региона и всего СССР. Как председатель Союза композиторов поощряла творческую молодежь. Она создала композиторскую школу, последователями которой себя считают многие современные музыканты.
Мелодии детства
Раннее детство Газизы Жубановой проходило в ауле близ Мугоджарских гор. Впоследствии в документальной киноленте о своем творчестве «В музыке продолжение» она рассказывала, что мелодии окружали ее с первых шагов – в ауле практически все владели домброй, пели под ее аккомпанемент.
Народные обряды, радости и печали человеческой жизни сами рождали песни и кюи. Кроме того, девочка любила слушать звуки природы – птичьи трели, стрекотание кузнечиков, шум ветра, журчание ручья. Все эти звуки она пыталась передать мелодией, напевая песню без слов.
Затем семья переехала в Алма-Ату, куда после окончания Ленинградской консерватории направили отца Газизы – композитора Ахмета Жубанова. Семья стала жить в квартире, главным и чуть ли не единственным предметом мебели в которой был рояль – его Ахмет Куанович приобрел в Ленинграде.
Именно тогда у девочки появилось осознанное желание стать композитором.
«Мама часто вспоминала, как в седьмом классе в школьном сочинении на тему «Кем я хочу быть» она вывела аккуратным почерком: «Я буду композитором», – рассказывал ранее сын Газизы Жубановой композитор Алиби Мамбетов.
Девочка упорно шла к своей цели, усердно занималась в музыкальной школе и даже сочинила две собственные музыкальные пьесы. В своей книге «Мир мой – музыка» Газиза Ахметовна вспоминала, как это происходило: когда отца не было дома, она надевала его пижаму, в которой, конечно, утопала, садилась за отцовский рояль и сочиняла. К слову, отец всегда поощрял ее композиторские опыты.
Когда Газиза училась в старших классах, он решил познакомить ее с Диной Нурпеисовой – знаменитым народным композитором и виртуозом игры на домбре, которой Газиза восхищалась с ранних лет.
«Дина очень серьезно подходила к музыкальному искусству. Она говорила, что если домбрист не может выразить в своей музыке мысли, сильные чувства, то ему не нужно брать в руки инструмент, эти слова я помнила всегда», – рассказывала Газиза Ахметовна в фильме «В музыке продолжение».
Ахмет Жубанов представил свою дочь знаменитой исполнительнице и композитору, вместе они беседовали о музыкальном искусстве, о домбре, о сочинении произведений, о творчестве знаменитого наставника Дины – Курмангазы.
«Спросив о моих успехах, она благословила меня на долгий творческий путь, так же как в свое время ее благословил на творческий путь великий кюйши казахского народа Курмангазы», – делилась Газиза Жубанова.
Навстречу мечте
В старших классах школы Газиза Жубанова одновременно училась в музыкальном училище, а после получения аттестата зрелости стала готовиться к учебе в Москве. Все лето девушка повторяла теорию музыки, занималась за роялем, сочиняла, а осенью вместе с отцом отправилась в Москву, к Михаилу Гнесину, с которым Ахмет Жубанов был в добрых отношениях – в конце 1930-х они совместно сочиняли музыку к фильму «Амангельды». Девушка сыграла маститому педагогу несколько своих вещей – романс «Не пугай меня бурей», сонатину для фортепиано, пьесу для скрипки и фортепиано.
Гнесину, ученику Римского-Корсакова, произведения Газизы понравились, он нашел в них что-то общее со стилистикой «Могучей кучки», искусство которой ознаменовало новые музыкальные тенденции ХХ века. В сочинениях начинающего композитора из Казахстана прослеживался поиск новых форм, свежий музыкальный язык. Корифей предсказал девушке композиторское будущее и дал рекомендацию на поступление в Гнесинское училище.
«Возможно, это были просто ободряющие слова, но я восприняла их почти мистически, как голос провидения», – признавалась Газиза Жубанова.
После успешного окончания Гнесинки она поступила в Московскую консерваторию, в класс профессора Юрия Шапорина, а затем в аспирантуру. Среди однокурсников Жубановой были Александра Пахмутова, Евгений Светланов и другие впоследствии прославленные музыканты.
В качестве дипломной работы Газиза Жубанова представила один акт оперы «Ночные раскаты» по Мухтару Ауэзову. Главную партию исполнил Николай Гяуров, ставший через несколько лет звездой оперной сцены.
Годы обучения в аспирантуре были очень плодотворными для Газизы Жубановой, тогда она создала скрипичный концерт, первый вариант оратории «Заря над степью», которую Арам Хачатурян назвал самобытной и свежей музыкой.
Эти сочинения стали отправной точкой в профессиональной карьере композитора.
Знакомство под Новый год
Московский период был временем судьбоносных встреч, и не только творческих. Студент четвертого курса ГИТИСа, начинающий режиссер Азербайжан Мамбетов пригласил своих друзей – казахстанских студентов московских вузов к себе в общежитие на встречу Нового 1957 года. Он только что вернулся из Гурьева, где по приглашению Министерства культуры Казахской ССР успешно поставил пьесу Александра Штейна «Персональное дело». После премьеры труппа преподнесла ему огромного осетра весом под 20 килограммов – этим-то гостинцем молодой режиссер и собирался встречать своих земляков.
«Среди приглашенных студентов-казахов была Газиза – Газиза Ахметовна Жубанова. Она была беленькая, голубоглазая, скромная и очень общительная девушка. Было весело, мы пели песни, дифирамбы лились рекой. Это был незабываемый вечер в моей жизни», – делился своими воспоминаниями режиссер.
Вскоре они поженились. Это был союз единомышленников. Жубанова неоднократно писала музыку к спектаклям и фильмам своего супруга. Впоследствии, став известными деятелями искусства, оба были удостоены звания народного артиста СССР.
Многогранный талант
Газиза Жубанова могла бы остаться в Москве и сделать там блестящую карьеру. Но она ощущала себя прежде всего казахстанским композитором и понимала, что ее талант и знания нужны здесь.
Приметив ее организаторские и лидерские качества, руководство ЦК партии в 1962 году предложило Жубановой возглавить Союз композиторов Казахстана. И в ответ на ее реплику: «Я училась в Москве не на председателя, а на композитора» – настойчиво сказали: «Задание партии, отказаться нельзя».
Вступив в должность, начинающий руководитель стала продвигать молодые таланты, организовывала фестивали современной классической музыки в Алма-Ате и регионах республики.
Перед руководством страны глава Союза композиторов поставила вопрос о строительстве жилья для музыкантов – многие ее коллеги еще со времен войны были не устроены, ютились в маленьких квартирах, жили без удобств. Идея была поддержана – так на пересечении улиц Тулебаева и Кирова (ныне Богенбай батыра) выросла жилая многоэтажка, где получили квартиры многие коллеги Газизы Жубановой. На первом этаже здания вдоль улицы Тулебаева разместился Союз композиторов. Сегодня о многих выдающихся жителях композиторского дома говорят мемориальные доски, установленные на его фасаде.
В 1975 году Газиза Жубанова оставила пост председателя творческого союза, чтобы приступить к новому делу – композитору предложили стать ректором консерватории. К слову, консерватория была для нее родным местом – она преподавала там с 1958 года.
«Интуитивно я чувствовала, что работа ректора отнимет много времени. Вместе с тем во мне неотступно жила идея поднять профессиональный уровень нашей консерватории», – говорила Газиза Жубанова.
Ее сын Алиби Мамбетов рассказывал, что, будучи ректором, Газиза Ахметовна привечала дисциплинированных студентов и давала талантливой молодежи рекомендации для продолжения учебы в Москве.
В этой должности она проработала 12 лет.
В конце 1980-х Газиза Жубанова оставила должность ректора и стала, как она любила говорить, «свободным композитором», ведь свобода для творческого человека – главное.
«И смысл той юношеской мечты – «Я буду композитором» – высветился для меня лишь сейчас, но с той разницей, что теперь я – композитор», – писала Газиза Ахметовна.
На самом деле она никогда, ни на минуту не забывала о своем истинном призвании. В ее произведениях отразился новаторский дух ХХ века, традиции Стравинского и Прокофьева.
Написанная музыка всегда проходила сквозь призму ее гражданской позиции. Она жила в ногу со временем, а зачастую даже опережая его.
«Я всегда поражался, как маме удавалось все успевать… Днем она была председателем Союза композиторов, а потом ректором, занималась общественной работой, помогала людям. А сочиняла она ночью, за роялем. Спала три–пять часов», – рассказывал ее сын и коллега.
Не стало Газизы Жубановой в 1993 году.
В общей сложности за свою профессиональную жизнь композитор создала три оперы, четыре балета, три симфонии, три концерта, шесть ораторий, пять кантат, свыше 30 произведений камерной музыки, песенные и хоровые сочинения, музыку к спектаклям и кинофильмам, обработки народных песен.
Ее вклад в современную казахскую культуру огромен. Газиза Жубанова также известна как научный публицист, автор многих очерков и статей о культуре, методах обучения композиторов и методах отражения общественных проблем в музыкальных произведениях. Выступала со своими публикациями на всесоюзных и международных симпозиумах в СССР, Италии, Японии и других странах. Многогранное творчество композитора вывело национальную казахскую культуру на мировой уровень. «Она была одаренной личностью и человеком в подлинном, высоком смысле этого слова», – подчеркивал Алиби Мамбетов.
Статья опубликована в №7-8, от 27.01.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Жизнь в музыке".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!