Кем останусь я в людских воспоминаниях, когда уже исчезну насовсем?
Магжан Жумабаев
Одаренный поэт с трагичной судьбой. Это описание как нельзя лучше характеризует Магжана Жумабаева. Его смерть стала национальной трагедией. Советская власть не просто приговорила Магжана Жумабаева к расстрелу – она подвергла забвению его имя, его личность и творчество. Любимец народа – враг народа. Звучит абсурдно, но в годы сталинских репрессий это было в порядке вещей.
В последнее время в Сети набирают популярность видеоролики, в которых говорится, что Магжан Жумабаев не умер в 1938 году, а выжил: мол, Бауржан Момышулы встретил поэта в 40-х годах прошлого столетия.
Об этом и о других темах, связанных с жизнью и судьбой Магжана Жумабаева, корреспондент «Вечернего Алматы» побеседовала с доктором исторических наук, профессором, академиком НАН РК, алашоведом Мамбетом Койгельдиевым.
Начало
– Магжан Жумабаев – великий человек, он занимает особое место в истории и литературе казахского народа. Это признают все – и друзья, и враги. Его жизнь сложилась трагично. В творчестве Магжана есть некая особенность – оно в полном смысле отражает трагедию казахского народа того периода. Через его произведения можно ощутить подъем национально-освободительного движения в тот период и его падение. Как и все великие поэты, представители нашей казахской интеллигенции, Жумабаев описал те события, свидетелем которых он был сам, – начал свой рассказ Мамбет Кулжабаевич.
Магжан Жумабаев родился в 1893 году в семье волостного управителя Бекена Жумабаева. В четыре года маленького Магжана отдали на обучение аульскому мулле, а в 12 лет он поступает в Петропавловское медресе. После ее окончания в 1911 году он не был удовлетворен полученным образованием – у Магжана было особое стремление к знаниям и хорошие способности, отец это заметил. В 1911 году Магжан Жумабаев и Бекмухамед Серкебаев, отец Ермека Серкебаева, отправляются учиться в Уфимское медресе.
– В то время такие учебные заведения функционировали и в Троицке, и в Омске, но Магжан выбрал медресе «Галия», потому что в нем воспитанники получали джадидидткое образование. «Галия» была передовым мусульманским медресе на тот период времени, там учились представители знати. Магжан поступает туда в 17-летнем возрасте. Бекмухамед Серкебаев писал в своих воспоминаниях, что Магжан был лучшим учеником медресе «Галия». Учителем будущего поэта был Галимджан Ибрагимов, татарский писатель-классик. В те годы татарская интеллигенция тесно общалась с казахской. Ибрагимов очень любил казахов, дружил с ними. Для своего романа «Дочь Степи» в качестве эпиграфа он взял четверостишье Жумабаева, своего ученика. Ибрагимов говорил Магжану: «Зачем ты учишься и тратишь свое время попусту? Ты давно превзошел уровень «Галии», – поделился алашовед.
После наставления своего наставника Магжан отправился в Омск, в учительскую семинарию, которую закончил с золотой медалью. Начало 20 века было временем формирования ядра казахской интеллигенции. Омск же был духовным центром казахской молодежи. Там Магжан знакомится с представителями передового общества.
Идейные вдохновители
– Магжан Жумабаев мог стать кем угодно – он был красив, умен и образован, но его призванием была поэзия. Поэтом не становятся, им рождаются, это очень редкий дар. Магжан был прирожденным поэтом. Он связал свою творческую деятельность с жизнью народа. А народ тогда жаждал свободы. В стихах Магжана можно проследить историю казахов в начале 20 века. В тот момент шла русификация Казахстана, всяческое унижение местного населения. Магжан тогда принял решение стать поэтическим голосом борьбы казахского народа за независимость.
По возвращению из «Галии» в Петропавловске Жумабаев знакомится с Миржакыпом Дулатовым. Магжан был впечатлен, новый товарищ стал для него кумиром, идеалом. Жумабаев посвятил ему три стихотворения.
По словам Мамбета Кулжабаевича, концептом независимости и свободы Магжан заинтересовался во время учебы в семинарии. Тогда казахская молодежь была привержена идеей развития национального самосознания.
– Идеи воспитания национального самосознания были передовыми. Ими жила прогрессивная молодежь. Этой «болезнью» болели и в Индии, Китае, Турции. Казахская молодежь тоже была привержена этой идее. В их числе был Магжан Жумабаев. В своем стихотворении «Жарыма» Магжан писал, что он ступил на путь национальных идеи и ищет в нем свое счастье, - утверждает историк.
Как у поэта, другой важной темой Магжана Жумабаева была тема любви. Сильное влияние на него оказала Гульсум Камалова. Они познакомились в Петропавловске, где Магжан был директором курсов по подготовке учителей. Гульсум же приехала в Петропавловск с мужем Абдуллой Акчуриным, на курсах она преподавала математику.
– Она была невероятной девушкой – гордой и неприступной. Она даже не здоровалась с Магжаном, это его, конечно, задевало. Однажды Гульсум сидела в учительской, Магжан расположился напротив, хотел поговорить с ней, но она как обычно не обратила внимания. Потом ее внезапно позвали к телефону. В момент ее отсутствия Мажан написал ей стихотворение на клочке бумаги и подложил его в журнал, который лежал перед Гульсум. На следующий день она с ним поздоровалась. Тогда Магжан спросил у девушки – можно ли проводить ее до полдороги. Она ответила: «Нет, можно проводить до конца».
Мамбет Койгельдиев
Спустя много лет на допросе Магжан скажет: «Я целый год болел ею и забыл мир вокруг себя». Узнав об увлеченности жены молодым поэтом, муж Гульсум забрал ее с Петропавловска.
На втором этапе своего творческого пути (1917-1924) Жумабаев занимается журналистикой просвещением, издает в 1922 году труд под названием «Педагогика». Некоторое время он был редактором изданий«Бостандық туы» и «Кедей сөз». Напряженный и творчески плодотворный период жизни Жумабаева связан с переездом в 1922 году в Ташкент, где он пишет одно из своих наиболее значимых произведений – поэму «Батыр Баян». Прожив в Ташкенте около года, он отправился учиться в Московский литературно-художественный институт, возглавляемый Валерием Брюсовым. С 1923 по 1927 года Магжан Жумабаев находился в Москве. Там он достиг зрелости, оказавшись в высшем литературном обществе. Также поэтпознакомился с Алиханом Букейхановым, они становятся близкими друзьями.
– Магжан очень переживал за движение «Алаш». Его крушение в 1920 году сказалось на творчестве поэта. Магжан был подавлен, какой-то промежуток времени он даже перестал заниматься творчеством. Тогда Джусупбек Аймауытов написал письмо Магжану, в котором призывал его собраться, не бросать писательство. Вершиной творческой работы Магжана является программа «Алка» и манифест «Табалдырық». В последнем автор писал, что власть не имеет права навязывать писателям свою волю. Магжан придерживался принципа свободы и независимости в литературе.
«Такого поэта не было»
В 1929 году по ложному обвинению Жумабаева осудили на 10 лет лишения свободы, он отбывал наказание на Севере. В 1935 году благодаря ходатайству Максима Горького и его супруги Екатерины Пешковы был освобожден досрочно. Однако пребывание на свободе длилось недолго. 30 декабря 1937 года по злостному навету поэт вновь подвергается аресту, а в марте 1938 года его расстреляли. Для всех он стал врагом народа, людям запрещалось даже произносить его имя…
Будучи мертвым, поэт все еще «был опасным». Попытки казахской интеллигенции реабилитировать Магжана в 1967 году были пресечены правительством. Более того, в дальнейшем инициаторам реабилитации этот факт предъявлялся в качестве обвинения. По воспоминаниям писателя, литературоведа, профессора Александра Жовтиса, позднее он встретил министра Кали Билялова, который сказал: «Запомните, товарищ Жовтис: не было у казахов такого поэта. Не было».
В последнее время в социальных сетях встречаются видеоролики, в которых утверждается, что Народный Герой Казахстана Бауыржан Момышулы встретил Жумабаева в 1948 году в тюремном отделении на Дальнем Востоке. Профессор Мамбет Койгельдиев дал свой комментарий по этому поводу.
– Когда умирают известные люди, на свет появляются разные легенды о них. Это естественное явление. Но если исходить из архивных материалов, то Магжана осудили в 1937 году; имеется справка, подтверждающая исполнение приговора в 1938 году. В других источниках нет никаких данных о том, что он выжил. Но бывали случаи, когда в документах выдавали ложную информацию о репрессированных. Человек жив, а по документам – мертв, такое часто встречалось. Да, звучала информация о том, что Бауыржан Момышулы видел Магжана, встретил его в тюрьме, обещал забрать его. Когда вернулся, Жумабаева уже не было в живых.
История – великая тайна. Никто не знает, что было на самом деле. Может быть, Магжан Жумабаев действительно не был расстрелян в 1938 году. Вполне возможно и обратное – согласно архивным данным КГБ в списке репрессированных упоминается пятеро людей с фамилией Жумабаев. Бауыржан Момышулы мог встретить кого-то из них.
– Магжан Жумабаев – явление бессмертное в истории Казахстана. Как бы Советская власть не хотела предать его забвению, поэт вернулся к народу. Его творчество – это бесценный дар для нас. Мы должны чтить память Магжана, читать его стихотворения, жить по его заповедям, ведь недаром он говорил, что верит в молодых. Магжан знал, что его жизнь оборвется рано. Знал, что стоит на пути верной погибели, но он верил в будущее поколение, ради которого отдал свою жизнь, – подытожил Мамбет Койгельдиев.
Статья опубликована в №30, от 02.03.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "«Такого поэта не было»".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!