В Госмузее искусств им. Кастеева назвали 100 самых значимых произведений, хранящихся в фондах

В Госмузее искусств им. Кастеева назвали 100 самых значимых произведений, хранящихся в фондах Фото: Кайрат КОНУСПАЕВ

Масштабному проекту предшествовала огромная работа. Идея тщательно проанализировать все произведения искусства, которыми владеет музей, родилась два года назад.


С тех пор и начали воплощать ее в жизнь. Экспонаты тщательно выбирали, описывали и вот, наконец, результат двухлетнего труда готов – его можно увидеть и даже полистать. Речь идет об издании каталога «Сто шедевров искусства Казахстана». 


– В нашем фонде хранится порядка десяти тысяч экспонатов. Понятно, что выбрать самые значимые из них – работа крайне серьезная и ответственная, – говорит искусствовед Екатерина Резникова. – Мы создали большую команду экспертов, в которую вошли известные художники, скульпторы, искусствоведы. Все решения принимали вместе, много обсуждали, спорили.



При этом самым сложным оказалось определить не список лучших художников и скульпторов Казахстана, а выбрать у каждого из них только одно произведение для каталога. Так, например, много споров было вокруг наследия известного мастера кисти Абылхана Кастеева, чье имя носит музей. В итоге в отношении него, как первого национального художника, сделали исключение, выбрав два полотна – одно живописное и одно графическое. 


– Каталог состоит из трех основных разделов: графика, живопись и скульптура Казахстана. В каждом блоке поэтапно рассказывается о становлении и развитии того или иного вида искусства в нашей стране, – говорит Екатерина Резникова. – Прослеживается преемственность поколений художников и основные тенденции эпохи, времени, истории. 


Так, раздел живописи открывают имена, стоявшие у истоков зарождения новой изобразительности в Казахстане – это Николай Хлудов и его ученик Абылхан Кастеев. Новый этап развития нацио­нальной художественной школы в 1950-е представлен мастерами, получившими образование в вузах Москвы и Ленинграда. Это, в частности, Канафия Тельжанов, Молдахмет Кенбаев, Айша Галимбаева, Аубакир Исмаилов, Сабур Мамбеев, Гульфайрус Имаилова. 



В творчестве художников-шестидесятников реализм уступает место новой изобразительности. Они сумели возвысить реальность до эпического знака, определили вектор движения к символическому образному мышлению. В экспозиции представлены произведения лидера этого поколения Салихитдина Айтбаева, а также ярких мастеров – Шаймардана Сариева, Ария Школьного, Абдрашита Сыдыханова, Токболата Тогусбаева. Сцены повседневной жизни получают актуальное звучание в использовании новых формальных приемов и открытых цветовых сочетаний. 


– Поколение 1970–1980-х годов осмысливает художественными средствами роль человека в истории, глобальные преобразования в обществе, обращаясь к переживаниям и чувствам своих героев. Амандос Аканаев, Камиль Муллашев, Магауя Аманжолов создают картины-эпопеи о времени и о себе, – рассказывает Екатерина Резникова. – Дулат Алиев и Гани Баянов представляют мир своих персонажей в лирическом, интимном ключе. Ерболат Толепбай и Бексеит Тюлькиев представляют философские и драматические рефлексии на события современности.



Цветопластическими экспериментами в живописи увлечены Кенжебай Дуйсенбаев и Жанатай Шарденов. 


Период 1990–2000-х годов представляет искусство независимого Казахстана. Это, в частности, Аскар Есдаулет, Андрей Нода, Марат Бекеев, Вячеслав Люй-Ко. По словам искусствоведа, художественные и теоретические открытия Рустама Хальфина оказывают значительное влияние на развитие контемпорари-арта в нашей стране. 


Наиболее многочисленным по составу разделом каталога стала графика. Это произведения Макума Кисамединова, Исатая Исабаева, Евгения Сидоркина, Бориса Пака, Альберта Гурьева, Валентина Антощенко-Оленева, Кадырбека Каметова и многих других мастеров, рассказывающие о жизни кочевников.


Не менее насыщен и раздел, посвященный скульптуре. В каталоге рассказывается о таких скульпторах, как Хакимжан Наурызбаев, Исаак Иткинд, Толеген Досмагамбетов, Аскар Есенбаев, Вагиф Рахманов, Еркин Мергенов и другие. 


Выпуску каталога, с которым можно ознакомиться в библиотеках страны, посвятили не совсем обычную выставку. Изюминка экспозиции в том, что некоторые из представленных на ней полотен словно оживают. Это вовсе не магия, просто между подлинными произведениями известных художников притаились высокотехнологичные экраны, замаскированные под картины.   


Статья опубликована в  №150–151, от 20.12.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Великолепная сотня".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

21:38

20:12

19:22

18:03

17:50

17:42

17:32

17:09

17:02

16:49

16:29

16:15

16:02

15:53

15:43

14:52

14:42

14:21

14:10

13:04

12:50

12:35

12:21

11:57

11:52