В течение жизни он совершает немало приобретений, и часто не всегда удачных. Кто-то смело идет к продавцу и требует восстановить нарушенные права в случае покупки некачественного товара. А кто-то предпочитает просто «не связываться», потому что часто не знает собственных прав.
«Неудобных» ситуаций в рамках товарно-денежных отношений существует множество. Специалисты Департамента торговли и защиты прав потребителей помогли разобраться, в каких случаях алматинцы могут вернуть купленный товар.
Тонкости качества
С потребительской точки зрения товар можно разделить на несколько категорий, каждая из которых имеет свои особенности. Самый идеальный и, соответственно, предпочтительный вариант – это, конечно же, товар надлежащего качества, соответствующего всем необходимым параметрам, и не имеющий недостатков, но и с ним возникают проблемы.
– Допустим, товар может не подойти по размеру, фасону, расцветке, комплектации. В этом случае в соответствии со ст.14 Закона РК «О защите прав потребителей» в течение 14 дней вы можете обменять товар на аналогичный, но уже подходящий по всем параметрам, при этом должен быть сохранен товарный вид, потребительские пломбы, ярлыки. Если выбранный вами товар стоит дороже, то придется доплатить разницу в цене. В том случае, когда подобного товара не нашлось, потребитель может вернуть вещь и получить обратно уплаченную сумму, – поясняют в ведомстве.
Также существует товар ненадлежащего качества, имеющий те или иные недостатки, которые потребитель обнаружил уже после покупки. Хотя бывают и такие моменты, когда о недостатке товара продавец предупреждает заранее, в этом случае потребитель автоматически теряет право на обмен или возврат, поскольку согласился купить товар, зная о его недостатках.
Если вы думали, что приобретаете товар надлежащего качества, то, согласно ст. 15 Закона РК «О защите прав потребителей», имеете право на свое усмотрение потребовать соразмерного уменьшения цены приобретенного товара, устранения недостатков, конечно же, за счет продавца. Если же вы сами уплатили деньги, чтобы недостатки были устранены, то, соответственно, продавец должен возместить ваши затраты. Проще говоря, вернуть деньги, потраченные вами на ремонт.
Обмен и возврат в подобных случаях тоже никто не отменял. Вы можете или обменять товар на аналогичный или потребовать возврата уплаченных денежных средств. Продавец не должен навязывать вам вариант, выгодный ему, если вас это не устраивает.
– Товар ненадлежащего качества можно обменять в течение двух лет, – продолжают специалисты, – если не установлен более длительный гарантийный срок или срок годности. Это вы должны хорошо запомнить. Очень часто продавцы пытаются распродать товары ненадлежащего качества и установить 14-дневный срок возврата. Запомните, в течение 14 дней возвращают товары надлежащего качества, товар с обнаруженным браком можно вернуть в течение более длительного срока.
Хотя есть и свои исключения. Существуют определенные категории товаров, которые не подлежат обмену и возврату. К перечню таких товаров относятся: лекарственные средства, изделия медицинского назначения; нательное белье; чулочно-носочные изделия; животные и растения; метражные товары, а именно ткани из волокон всех видов, трикотажного и гардинного полотна, мех искусственный, ковровые изделия, нетканые материалы, ленты, кружева, тесьмы, провода, шнуры, кабели, линолеум, багет, пленки, клеенки, абонентское устройство сотовой связи.
Приобретая эти товары, будьте более бдительны, иначе вам придется потратиться еще раз. Продавец вам их не обменяет и будет прав.
Еще одна категория товара – уцененный, который реализуется по сниженной цене в связи с наличием недостатков либо устранением недостатков. А распродажей является реализация товаров надлежащего качества по сниженным ценам. Но есть интересный момент: как бы продавец ни настаивал на том, что за подобные товары он никакой ответственности не несет, он не прав. Если вам или вашему имуществу был причинен какой-либо вред или ущерб в результате пользования этим товаром, то продавец полностью их должен возместить в соответствии с п.5 ст.31 Закона РК «О защите прав потребителей.
Закон – для всех
Встречаются в торговых точках и такие таблички «Товар возврату и обмену не подлежит». Правомерно ли это? Специалисты отвечают однозначно: нет. Независимо от того, где был приобретен товар – на рынке или в магазине, помните: для всех действует единый закон.
Также стоит упомянуть о товаре, не соответствующем требованиям законодательства. К таким относятся продукты, проданные с истекшим сроком годности, товары, не соответствующие требованиям, установленным техническими регламентами, нормативным документам по продукции, в том числе выпущенные с нарушением прав интеллектуальной собственности. Если вы обнаружили что-то из вышеперечисленного, то в соответствии с п. 1-1. ст. 30 Закона РК «О защите прав потребителей» вы можете обменять или вернуть такой товар независимо от его употребления, сохранения товарного вида, потребительских свойств, пломб, ярлыков в течение 30 календарных дней с момента приобретения товара. Продавец обязан по вашему желанию или обменять товар, или вернуть уплаченную вами сумму.
Пишите правильно
Часто потребитель, сталкиваясь с нарушением своих прав, не имеет представления, как правильно действовать, чтобы защитить свои права. При этом мало кто берется за защиту своих прав и зачастую это связано с незнанием процедуры предъявления претензии.
Первое, что надо сделать, – написать претензию продавцу (изготовителю, исполнителю) об устранении нарушений. Если у вас сохранился товарный или кассовый чек, то в его реквизитах в обязательном порядке должны быть указаны сведения о продавце, его ИИН или БИН, юридический адрес.
Претензия должна быть составлена в двух экземплярах, один из которых передается продавцу (изготовителю, исполнителю), а на втором продавец (изготовитель, исполнитель) делает отметку о получении. В претензии потребитель указывает фамилию, инициалы, фактический адрес, а также контактный телефон, по которому может связаться продавец (изготовитель) для уточнения.
В тексте претензии должно быть указано, когда и где приобретался товар, наименование, артикул, размер, модель и т.п. После этого необходимо описать, что не устраивает в товаре или его недостаток.
Самая важное в претензии – это изложение требования. Оно должно быть четким и сформулировано в соответствии с законодательством.
В конце необходимо проставить дату составления претензии и подпись. К составленной претензии желательно приложить подтверждающие документы.
Если по каким-либо причинам продавец (изготовитель, исполнитель) отказывается принимать претензию, либо ставить свою подпись на вашей копии, отправьте ее заказным письмом с уведомлением о вручении. Также возможно в присутствии двух очевидцев, которыми могут быть и ваши родственники или знакомые, оставить претензию любому работнику продавца (изготовителя, исполнителя). Тогда на втором экземпляре необходимо сделать запись о том, что претензия вручена в присутствии очевидцев с их подписями и указанием их адресов и паспортных данных. При этом надо учитывать, что эти очевидцы могут быть впоследствии вызваны в суд в качестве свидетелей для подтверждения факта передачи (вручения) претензии.
Получив претензию, продавец (изготовитель, исполнитель) должен принять решение о порядке рассмотрения вашего требования. Так, например, приняв решение о проведении проверки качества, он должен известить вас о времени и месте ее проведения.
Если наличие недостатка не оспаривается, но в результате проверки качества продавец (исполнитель) посчитал, что причиной его возникновения стали ваши действия (например, нарушение правил хранения или эксплуатации) или бездействие (например, невыполнение требований о техническом обслуживании), то продавец обязан провести экспертизу. Потребитель вправе принимать участие как в проверке качества, так и при производстве экспертизы.
Если требование потребителя не удовлетворено, то посоветуйтесь с субъектами досудебного урегулирования потребительского спора, например, адвокатами, медиаторами и общественными объединениями по защите прав потребителей.
Обратиться в суд можно как самостоятельно, так и с помощью субъекта досудебного урегулирования потребительского спора, выступающего в защиту ваших прав.
Автор Бахыт САРСЕМБАЕВА
Статья опубликована в №93 от 05.08.2023 газеты «Вечерний Алматы» в рубрике «Право на обмен».