В этом году народному артисту СССР Алибеку Днишеву исполняется 70 лет, из них минимум 60 связаны с алматинской оперой.
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА
НАТОБ имени Абая стал школой, которая взрастила дарование вокалиста, и сам певец в свою очередь стал одним из мастеров сцены, прославивших оперный театр.
Коренной алматинец, Алибек Днишев вырос неподалеку от родного театра. Он вспоминает, как зимой любил проводить время в театральном сквере, где была обустроена горка и собиралась городская детвора, а в начале 1960-х в самом театре состоялось событие, которое произвело на будущего певца неизгладимое впечатление и запомнилось на всю жизнь. В Алма-Ату на гастроли приехал Муслим Магомаев. В те годы певец входил в зенит своей славы – в 1962 году он стал лауреатом VIII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки за исполнение песни «Бухенвальдский набат», которую вместе с другими вокальными произведениями привез в наш город.
Как ранее рассказывал журналистам Алибек Днишев, к подростковому возрасту он уже был искушенным слушателем: в доме всегда звучала музыка, как живая – ее исполняли родные дяди Днишева звезды вокала Ришат и Муслим Абдуллины, так и с грампластинок. Но концерт восходящей звезды, яркого темпераментного артиста стал для школьника настоящим культурным откровением. Поскольку в зале был аншлаг, подросток нашел себе местечко в оркестровой яме. Слушая Магомаева, он мечтал о том, как сам выйдет на эту сцену и будет петь лучшие арии.
К тому времени молодой человек последовательно уже шел к своей мечте. Он учился в музыкальной школе по классу аккордеона, а затем окончил дирижерско-хоровой факультет музыкального училища имени Чайковского. Однако Днишев грезил вокальной сценой. Получив диплом музыкального училища, он отправился поступать в Ленинградскую консерваторию имени Римского-Корсакова, прошел прослушивание, но принят не был – молодому человеку порекомендовали поступать у себя в республике, а потом, вокально возмужав, вновь пробоваться в Ленинграде или Москве.
Так он и сделал, подал документы в Алма-Атинскую консерваторию имени Курмангазы.
Во время вступительного экзамена по вокалу, вспоминал ранее Алибек Мусаевич, в аудиторию вошла и присоединилась к прослушиванию одна из преподавательниц, которая после экзамена предложила комиссии взять перспективного молодого человека к себе в класс. Ей сказали – «не возражаем». Так Алибек Днишев обрел своего педагога – Надию Шарипову, которая воспитала из него профессионального вокалиста.
По воспоминаниям тенора, первые несколько лет обучения в консерватории педагоги его особенно не выделяли. Все изменилось, когда Днишев учился на третьем курсе, – в 1975 году он принял участие во Всесоюзном конкурсе вокалистов имени Глинки в Тбилиси и был удостоен первой премии. После этого о музыканте заговорили.
Позже, уже окончив консерваторию и будучи солистом филармонии, Днишев вновь решил попробовать свои силы в творческом состязании и отправился в ГДР, в Цвикау, на конкурс имени Роберта Шумана. Там его вновь ждал успех – он вошел в число лауреатов.
Народный артист вспоминает, как, вернувшись с конкурса и придя в филармонию, услышал: «Алибек Мусаевич, а что вы тут делаете? У вас теперь новое место работы – театр оперы и балета, туда и идите оформляться».
Так Алибек Днишев стал солистом театра, в котором еще мальчишкой освоил все коридоры закулисья и оркестровую яму, где слушал Магомаева и мечтал о большой сцене.
Устроившись в театр, тенор попал прямо в водоворот событий – предстояли гастроли Казахского государственного театра оперы и балета в Москве. К выступлению в столице СССР молодой тенор подготовил не только классический оперный репертуар, но и казахские и русские романсы, а также произведения казахских советских композиторов.
Одним из его коронных произведений стала ария Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин» – его исполнение этой партии вошло в число лучших. Если Ермека Серкебаева с легкой руки Муслима Магомаева стали называть заслуженным Фигаро СССР, то Алибек Днишев стал одним из лучших Ленских в Союзе. Именно его Большой театр хотел видеть в образе героя оперы Чайковского на своей сцене, однако Днишев не стал переезжать в Москву насовсем, оставшись верным родному театру. Между тем он часто выступал и в Москве, и в других городах Союза. Наряду с партией Ленского в его исполнении проникновенно звучали русские романсы, оперные теноровые произведения, включая партию Айдара из оперы Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди «Абай».
В 1986 году тенора удостоили высокого звания народного артиста СССР.
В период независимости Алибек Мусаевич создал вокальную школу, которая дала путевку в жизнь многим оперным артистам, и продолжил выступать в родном театре, а также на камерной сцене, где исполнял романсы и песни советских композиторов. В их числе «В лесу прифронтовом», «Лучше нету того цвету», «Грустные ивы», «Незабытая песня», «Колыбельная», «В городском саду», «Московские окна», «Песенка влюбленного».
Певец любит родную консерваторию, места, связанные с Театром имени Абая. Он подчеркивает, что Алматы – творческий, музыкальный город, культурная столица, где расположен старейший в стране театр оперы и балета.
Нынешний фестиваль стал подарком народному артисту в честь его юбилея. Фестивальную программу составил репертуар, ставший знаковым для певца. Это оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского, «Травиата» Джузеппе Верди, гала-концерт с ариями из оперных постановок, песнями и романсами.
Алибек Днишев пожелал родному театру успехов, новых творческих достижений, благодарных зрителей и аншлагов:
– Пусть ГАТОБ и дальше входит в когорту лучших театров.
Статья опубликована в №60, от 20.05.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Классический подарок".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!