Следующим этапом развития онлайн-страхования будет внедрение онлайн-урегулирования страховых выплат.
За последние годы в Казахстане достигнут значительный прогресс в цифровизации страховой отрасли. О подробностях перехода услуг в онлайн рассказалв заместитель директора Департамента страхового рынка и актуарных расчетов Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка Асель Амирбаева, сообщает Vecher.kz.
«Реализация онлайн-автострахования потребовала скоординированных работ со стороны многих государственных органов, ведомств и страхового рынка. Автоматизация бизнес-процесса заключения договора страхования стала возможна благодаря интеграции баз данных государственных органов. Если для клиента это заключение договора страхования в один клик, то внутренний процесс состоит из сверки персональных данных автовладельца с базой данных Министерства юстиции РК, по автомобилю – с базой Министерства внутренних дел РК, автоматического индивидуального расчета страховой премии, генерации уникального номера и выдачи электронного полиса после оплаты клиентом страховой премии», – цитирует Асель Амирбаеву пресс-служба агентства.
Также она рассказала, что цифровизация самого массового вида страхования – обязательного автострахования, несомненно, упростила процедуру заключения договора и повысила географическую доступность данной услуги. Население имеет возможность заключать договоры страхования дистанционно в режиме 24/7/365. Все данные по страховке находятся в Единой страховой базе данных в режиме реального времени. Госорганы имеют возможность осуществлять свои контрольные функции через данную базу. Например, дорожные полицейские могут проверить наличие страховки онлайн без остановки автомобиля через свои планшеты.
Для информационных систем страховщиков и Единой страховой базы данных установлены требования к максимальному уровню защиты информации, персональных данных и кибербезопасности.
По словам Асель Амирбаевой, следующим этапом развития онлайн-страхования будет внедрение онлайн-урегулирования страховых выплат. Это позволит значительно упростить и сделать транспарантным процедуру получения страховой выплаты.
Население сможет подать заявление на получение выплаты, сформировать и направить пакет документов, получить страховую выплату дистанционно, без посещения офиса страховщика.
«Как и при заключении договора страхования в дистанционном формате, ключевым оператором при онлайн-выплате будет Единая страховая база данных, которая обеспечит координацию и автоматизацию бизнес-процесса и будет фиксировать все этапы процесса урегулирования страхового случая. Данное нововведение потребует проведения дальнейшей интеграции с базами данных государственных органов для получения доступа к цифровым услугам, документам и информации.
Таким образом, в скором будущем будет обеспечена цифровизация полного цикла страховых услуг от заключения договора обязательного автострахования до получения страховой выплаты. Это особенно актуально в период пандемии, когда остро стоит необходимость получения услуг дистанционно, вне зависимости от региона и местонахождения страхователя», – пояснила она.
Отметим, что реализация онлайн-урегулирования предусмотрена в законодательных инициативах, которые в настоящее время рассматриваются в Мажилисе. На сегодняшний день Единая страховая база данных – ключевой оператор процесса цифровизации страхового рынка. Данная база является информационно-технологической платформой как для осуществления сервисов онлайн-страхования, так и для сбора данных по всему страховому сектору.
База обеспечивает организацию заключения договоров обязательного страхования, взаимодействие с государственными базами данных, накопление статистики, необходимой для проведения аналитики и расчетов и другие функции.
В Единой страховой базе данных с 2008 года формируется статистика по обязательному автострахованию, с 2015 года - по иным обязательным классам страхования (за исключением обязательного страхования работника от несчастных случаев), с начала 2022 года база наполняется данными и по добровольным классам страхования. Нужно понимать, что для цифровизации всего цикла страхования необходима полная статистика не только по договорам страхования, но и по страховым случаям.
Учитывая прогрессирующий рост цифровизации отрасли необходима постоянная модернизация и развитие функционала Единой страховой базы данных. Направления развития Единой страховой базы данных ориентированы на Insurtech (Insurance Technologies), RegTech (Regulatory Technology), SupTech (Supervisory Technology) мероприятия.
Например, модернизация в направлении Insurtech позволит страховщикам применять новые технологии для создания электронных площадок, новых онлайн-сервисов, снижения издержек, а также для предотвращения мошенничества в сфере страхования.
Для агентства важно обеспечить защиту прав и интересов потребителей страховых услуг на должном уровне, и совершенствование существующих методов надзора и регулирования. Для этого необходимо внедрение технологий SupTech, что будет дополнительным инструментом для своевременного реагирования и решения проблем по поддержанию финансовой устойчивости страховщиков.
Применение технологий RegTech позволит сократить операционные издержки на сбор, обработку и анализ данных, обеспечит оптимизацию процессов по соблюдению регуляторных требований как со стороны регулятора, так и со стороны страховщиков.
Применение цифровых технологий в страховой отрасли трансформирует пути развития и регулирования страхового сектора. Кардинально меняет существующие стандарты и сервисы страховых организаций в соответствии с мировыми тенденциями.
«Повышение уровня цифровизации как эффективного инструмента конкуренции, будет способствовать дальнейшему улучшению качества предоставляемых страховых продуктов и услуг. Новые технологические решения будут являться ключевым драйвером для повышения финансовой и географической доступности страховых услуг для населения и бизнеса», – добавила замдиректора Департамента страхового рынка и актуарных расчетов.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!