На заседании Правительства о проводимой работе по совершенствованию нормативной базы для развития автодорожной отрасли страны рассказала президент «КаздорНИИ» Арман Алибаева, сообщает Vecher.kz.
Одним из направлений деятельности «КаздорНИИ» является совершенствование нормативно-технической базы в автодорожной отрасли на основе исследований, анализа и международного опыта.
«На сегодняшний день проанализировано 1,2 тыс. отечественных отраслевых нормативно-технических документов. По результатам работ нормативная база автодорожной отрасли будет оптимизирована до 200 единиц с учетом применения наилучших международных практик», — сказала Арман Алибаева.
По ее словам, ведутся работы по разработке усовершенствованной нормативной базы с адаптацией стандартов АSTM, AASHTO к условиям Казахстана по применению принципов SuperPave. Данная система направлена на обеспечение устойчивости к большим температурным колебаниям с адаптацией к местным климатическим условиям, что позволит увеличить срок службы автодороги, обеспечивая повышение безопасности дорожного движения.
С января 2025 года начнется апробация пилотных проектов по новым стандартам, по которым работают уже более 130 стран мира, включая США, Канаду, Китай, Россию, Австралию, а также страны Европы, Азии и Южной Америки.
«Начата полная цифровизация автодорожной отрасли. В целях обеспечения прозрачности, оценки эффективности применяемых дорожно-строительных материалов и новых технологий создана Единая цифровая база», — сказала руководитель НИИ.
Система содержит информацию по всем дорожно-строительным материалам, а также типовые конструкции дорожных одежд с проверенными технологиями для каждого региона с учетом грунтовых и климатических особенностей. Преимуществами базы являются прозрачность, объединение на одной цифровой платформе всех инструментов дорожного строительства, исключение предпочтения производителей, фальсификаций о качестве дорожно-строительных материалов. Любой участник дорожного строительства сможет найти необходимую информацию для использования на стадии проектирования или строительства. В указанную дорожную базу уже включены 642 карьера, 382 асфальтных завода и 98 новых технологий.
Не соответствующие материалы, технологии и асфальтобетонные заводы не будут допущены к работе на республиканских проектах. Все это в купе позволит исключить выполнение некачественных работ. Появление новых технологий и современных материалов ставят новые задачи для дорожно-строительной отрасли.
Как отметила Арман Алибаева, эффективность новых материалов и технологий обеспечивается путем апробации на опытных участках и лабораторных исследований с присвоением соответствующих статусов в Единой базе: зеленый, желтый и серый. Наличие зеленого статуса подтверждает эффективность материала в лабораторных условиях и на опытном участке. Желтый статус присваивается в процессе апробации. Решение о присвоении статусов принимается коллегиально с участием представителей отрасли и НПП «Атамекен».
В базе уже имеется 98 материалов и технологий, с применением которых построены 56 опытных участков в разных регионах Казахстана. Зеленый статус присвоен 36 технологиям, желтый – 20, серый - 42.
«Для улучшения долговечности асфальтобетонных покрытий, согласно мировой практике, битумные материалы будут подбираться по карте районирования PG по 8 климатическим зонам, вместо имеющихся 3 дорожно-климатических зон», — сообщила спикер.
Внедрение новых технологий обеспечит повышение надежности дорожных конструкций, увеличит межремонтные сроки, оптимизирует затраты на всем жизненном цикле дорог.
Президент «КаздорНИИ» отметила также, что прогресс в дорожной отрасли зависит от развития науки. Результаты научных исследований отечественных ученых публикуются в международных индексируемых научных журналах.
«За последние 5 лет опубликовано 56 статей в Scopus и Web of Science, получено 14 патентов и авторских свидетельств на новые собственные разработки со 100% казахстанским содержанием. 5 разработок уже применяются в новых проектах. Они не уступают по качеству зарубежным аналогам, а по себестоимости значительно дешевле», — доложила Арман Алибаева.
Наряду с изучением традиционных дорожно-строительных материалов, институтом проводятся научные работы по использованию техногенных отходов, улучшению свойств битума, цемента, грунтов. Данные направления являются наиболее актуальными для отрасли в настоящее время. К примеру, в текущем году начаты совместные работы с компаниями ERG, Qarmet и KazPhosphate по применению техногенного сырья в качестве дорожно-строительных материалов. Указанная работа обеспечит отрасль отечественными разработками, удешевит стоимость строительства в 1,5-2 раза и положительно повлияет на экологическую обстановку.
Одним из наиболее важных вопросов является обеспечение отрасли квалифицированными кадрами. Острая нехватка специалистов в автодорожной отрасли привела к дефициту инженеров линейного состава и научно-технических работников. В течение последних 5 лет в вузах отсутствовала подготовка специалистов по направлению «Транспортное строительство». Более 15 лет не выделялись гранты на докторантуру по данному направлению. В результате совместной работы с Министерством науки и высшего образования, в текущем году открыто отдельное направление по специальности «Транспортное строительство», планируется ежегодное выделение до 1 тыс. грантов, в том числе 10 грантов на докторантуру.
Собственными силами НИИ ежегодно проводится обучение и повышение квалификации более 250 специалистов автодорожной отрасли. Кроме того, поддержана и находится в Мажилисе Парламента норма по внедрению обязательного повышения квалификации специалистов автодорожной отрасли не реже 1 раза в 5 лет. Создана отраслевая квалификационная база JOLSHY, где будет доступен реестр всех специалистов, инженеров и студентов, задействованных в автодорожной отрасли, с присвоением рейтинга каждому специалисту.
Данные меры направлены на обеспечение отрасли квалифицированными кадрами.
В рамках исполнения поручения Главы государства по приведению в нормативное состояние всей республиканской сети дорог до 2025 года строительно-ремонтные работы на сегодня ведутся на 12 тыс. км автомобильных дорог Казахстана, что является рекордно высоким показателем. В том числе по республиканской сети – 8 тыс. км, по местной – 4 тыс. км. По данным Министерства транспорта, до конца текущего года на 7 тыс. км будут завершены работы.