О механизме выплат за аренду на коммерческом рынке жилья рассказал на заседании Правительства РК министр индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбек Ускенбаев.
– В стране насчитывается порядка 590 тысяч очередников, из них 210 тысяч человек из категории социально уязвимого населения, к которым относятся многодетные семьи, инвалиды 1-2-й групп, дети-сироты, семьи с детьми-инвалидами, – напомнил он.
Из их числа, согласно данным базы Минтруда, порядка 70 тысяч граждан с доходами ниже одного прожиточного минимума, которых необходимо в короткие сроки обеспечить жильем. С этой целью разработаны правила назначения выплат за жилье, арендуемое в частном жилищном фонде.
Оператором определен Отбасы банк. Он будет проверять очередника по критериям нуждаемости в жилье посредством информационной системы. Принцип адресной помощи, по словам министра, основан на солидарной ответственности граждан. То есть 50 процентов будет покрываться за счет государственных субсидий, вторую половину получатель оплачивает самостоятельно.
– Необходимая сумма для охвата поддержкой 70 тысяч граждан составит 50 миллиардов тенге, при этом может меняться ежегодно, исходя из количества очередников, – сказал Каирбек Ускенбаев.
Он перечислил основные требования, предъявляемые к заявителю: необходимо гражданство Республики Казахстан; наличие совокупного дохода семьи за последние шесть месяцев на каждого ее члена не более однократной величины прожиточного минимума; подтверждение постановки на очередь в акимате в качестве нуждающегося в жилье; наличие договора, заключенного между собственником жилья и заявителем.
Для назначения выплат заявитель обращается в банк посредством ЭЦП с приложением заявления на назначение выплат, договора аренды жилья. Остальные правоустанавливающие документы будут получены из соответствующих информационных систем.
– Отбасы банк рассматривает и проверяет предоставленные документы на соответствие и в случае подтверждения зачисляет арендные платежи в течение десяти рабочих дней, – пояснил Каирбек Ускенбаев.
С нынешнего года, по его словам, планируется переход от «строительства квадратных метров» к формированию комфортной среды проживания путем создания компактной и разнообразной застройки за счет эффективного использования земельных ресурсов, развития улично-дорожной сети и повышения качества общественных пространств. Основными подходами решения жилищных вопросов граждан станут новые механизмы государственной поддержки через субсидии, жилищные выплаты на аренду жилья, приобретение готового жилья у застройщиков, реновация «старых кварталов», завершение проблемных объектов.
Кроме того, по словам спикера, основными целями министерства будут обеспечение доступности жилья, недопущение удорожания его стоимости и строительных материалов, повышение качества жизни населения. В этой связи министерством проводится работа в трех направлениях: цифровизация строительной отрасли; совершенствование системы ценообразования и усиления контроля в строительстве; развитие производства строительных материалов.
– По цифровизации строительной отрасли внедряется система – государственный банк информационных моделей, которая позволяет в онлайн-формате моделировать строительные объекты, в том числе с применением технологий информационного моделирования, – доложил Каирбек Ускенбаев.
В свою очередь система «Е-Құрылыс», по словам министра, позволит контролировать в онлайн-режиме процесс строительства на всех этапах от рытья котлована до ввода в эксплуатацию. Для учета договоров долевого участия внедрена система «Казреестр». Она минимизирует риски покупки жилья по долевому строительству от недобросовестных застройщиков. Платформа «Е-Шаңырақ» является единой системой субъектов ЖКХ и обеспечит прозрачность управления жилищным фондом, мониторинг и анализ сферы ЖКХ.
В целом, по словам министра, принимаемые меры по цифровизации отрасли снизят бюрократию и упростят процедуры в строительстве.
Статья опубликована в №12-13, от 05.02.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "В короткие сроки".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!