Основные причины – рост цен на энергоносители и налоговая неделя.
О ситуации на внешних рынках, укреплении тенге, динамике активов Нацфонда и перспективах роста нефтяных котировок рассказала заместитель председателя Национального банка Алия Молдабекова, сообщает Vecher.kz.
О ситуации на внешних рынках в феврале
Внешние факторы в течение месяца складывались разнонаправленно.
«С одной стороны, надежды на выход из пандемии благодаря увеличению масштабов вакцинации оказывали позитивное влияние на рисковые активы, в частности, мировые индексы акций в течение февраля обновили новые максимумы. С другой стороны, активное восстановление экономики США вызывает риски ускорения инфляции и риски более быстрого возвращения ФРС США к ужесточению денежно-кредитной политики», – отметила она.
Безусловно, данные опасения инвесторов сказались на динамике казначейских облигаций США в феврале – доходность в дальнем отрезке кривой достигли максимальных значений за последний год.
«В таких условиях снизилась привлекательность облигаций развивающихся стран, что в свою очередь вызвало отток капитала из местных рынков и ослабление национальных валют против доллара США», – пояснила спикер.
Вместе с тем разнонаправленная динамика финансовых рынков в феврале создает предпосылки формирования новых трендов на глобальном валютном рынке.
«В частности, если в течение 2020 года мы наблюдали, что движения на мировом рынке в большей степени диктовались состоянием риск-сентимента инвесторов, когда укрепление курса доллара США совпадало с общим бегством от риска, падением фондовых индексов и рынков ЕМ, то в феврале данный фактор несколько отошел на второй план, и фокус сместился на уровень процентных ставок и доходностей», – уточнила зампред Нацбанка.
Несмотря на недавний рост доходностей в США и укрепление индекса доллара США, некоторые аналитики все еще сохраняют прогноз по глобальному ослаблению главной резервной валюты в текущем году.
«К примеру, Goldman Sachs считает, что повышение цен на сырьевые товары, в том числе нефть, могут смягчить негативный эффект для валют ЕМ от резкого повышения ставок в развитых странах. В феврале укрепление доллара США к основным мировым валютам отразилось и на валютах развивающихся стран. Так, среди ЕМ валют наибольшее ослабление показали бразильский реал на (-)2,4%, турецкая лира (-)1,6%, индонезийская рупия (-)1,5%, мексиканское песо (-)1,4%», – заметила Алия Молдабекова.
В то же время российский рубль окреп на 1,7%, южно-африканский ранд – на 0,3%.
«Российский рубль в феврале вырос по отношению к доллару за счет роста цен на нефть и решения ЦБР оставить ставку неизменной. Ввиду санкционных угроз волатильность по российскому рублю сохранялась», – подметила она.
В феврале наблюдали существенное ралли на нефтяном рынке.
«Оптимизм по поводу вакцинации, меры ОПЕК+ по сдерживанию добычи и шоки с производством нефти в США из-за погодных условий обусловили двузначный рост цен на нефть за месяц. Цена на нефть марки Brent в феврале выросла на 18,3% (с $55,88 до $66,13 за барр.) и вернулась к допандемическим уровням 2020 года», – подчеркнула зампред регулятора.
О факторах, повлиявших на укрепление нацвалюты
В связи с улучшением внутренних и внешних фундаментальных факторов, курс тенге с начала февраля укрепился на 1,7%, до уровня 417,02 тенге за доллар. Укреплению тенге послужил ряд позитивных факторов.
«Во-первых, это рост цен на энергоносители. Как я уже отмечала, цена на нефть выросла больше, чем на 18%. Во-вторых, в феврале прошла налоговая неделя, когда нефтедобывающие компании выплачивали такие квартальные налоги, как налог на добычу полезных ископаемых и рентный налог. Максимально нацвалюта укрепилась в феврале до уровня 414,77 тенге за доллар, но в конце месяца уровень скорректировался на фоне коррекции цен на нефть и укрепления доллара США», – перечислила Алия Молдабекова.
Помимо этого мы отмечаем приток иностранного капитала на рынок ГЦБ РК.
«После пика в 604 млрд тенге в январе, в феврале объем ГЦБ РК у иностранных инвесторов продолжил рост и достиг 782 млрд тенге (порядка $1,9 млрд). Часть иностранных инвесторов приходит через канал Clearstream. Напомню, что в августе прошлого года были усовершенствованы расчеты по линии Clearstream с ГЦБ РК до типа DvP (delivery versus payment), что снизило кредитные риски при совершении транзакций», – констатировала она.
Интервенций Национальный Банк в феврале не проводил.
«Некоторую поддержку валютному рынку оказали продажи из Национального фонда в рамках обеспечения трансфертов в бюджет. Объем продаж из Нацфонда в феврале составил $443 млн. Это чуть меньше половины общего объема трансфертов в 375 млрд тенге (или $900 млн), выделенных в феврале месяце. Оставшаяся часть трансфертов была выделена за счет остатков на тенговом счете и поступлений в Национальный фонд в течение февраля», – детализировала спикер.
Объем обязательной продажи части валютной выручки субъектами квазигосударственного сектора в феврале составил $211 млн.
«После укрепления в феврале тенге с начала марта незначительно ослаб на фоне волатильности на рынке нефти, окончания налоговых выплат и укрепления доллара США. Сегодня торги открылись на уровне 420,50 тенге за доллар», – отметила зампред надзорного органа.
О динамике активов Национального фонда
Валютные активы Национального фонда на конец февраля по предварительным данным составили 57,63 млрд долларов США, снизившись за месяц на 70 млн долларов США.
«Снижение активов Национального фонда произошло в основном за счет продажи валютных активов на выделение гарантированного и целевого трансфертов», – подчеркнула Алия Молдабекова.
На фоне значительных стимулирующих мер со стороны правительств развитых стран индекс акций MSCI World вырос за февраль на 2,60%, восстановившись полностью после январского падения. На фоне этого инвестдоход портфеля акций в феврале достиг $500 млн.
«Однако, рост доходностей ГЦБ США и укрепление доллара США к некоторым валютам снизило инвестдоход по портфелю облигаций развитых стран на $270 млн. Снижение цены на золото привело к падению инвестдохода по портфелю золота на $100 млн. В итоге, общий инвестиционный доход Нацфонда за февраль сложился на уровне $116 млн или 0,2%», – заявила она.
С учетом перспектив восстановления мировой экономики, на фоне вакцинации, рынок акций развитых стран продолжает рост.
«Многие аналитики считают, что в целом рынок акций справедливо оценен (fairly priced), и есть потенциал дальнейшего роста. Однако, в связи с беспрецедентно длинным «бычьим рынком» существует риск периода коррекции, для смягчения потенциального негативного эффекта от которого Национальный банк рассматривает различные защитные стратегии на рынке акций», – пояснила спикер.
О перспективах дальнейшего роста нефтяных котировок в ближайшее время
Неравномерные темпы вакцинации и сохранение ограничительных мер продолжает оказывать сдерживающее влияние на восстановление мировой экономики. На этом фоне существенный рост цен на нефть с начала 2021 года обеспечивается в большей степени мерами ОПЕК+ по сохранению ограничений на добычу нефти.
«В начале марта, в преддверии заседания ОПЕК+, опасения рынка по поводу возможного смягчения ограничений по производству нефти оказывали крайне негативное влияние на котировки, которые 1 марта снизились на 3,8% и еще на 1,6% на следующий день. В дальнейшем на фоне неизменных условий сделки, ралли на рынке нефти возобновилось с новой силой», – заметила зампред Нацбанка.
Атака хуситов посредством дронов, оснащенных бомбами, на крупнейший нефтяной терминал в порту Рас-Таннур Саудовской Аравии вызвал скачок цен на нефть в понедельник 8 марта выше $71 за баррель. Впоследствии из-за отсутствия значимого ущерба инфраструктуре порта цена на нефть скорректировалась.
«Ранее внимание инвесторов также вызвали сообщения о возобновлении переговоров между Ираном и США по отмене американских санкций на экспорт иранской нефти, что может также повлиять на баланс спроса и предложения на рынке. Таким образом, риски сбалансированности рынка все еще смещены в сторону рисков превышения предложения над спросом», – подчеркнула Алия Молдабекова.
Поэтому об устойчивом восстановлении рынка сырьевых товаров говорить пока еще рано. Потенциальная волатильность нефти будет оказывать соответствующее давление на курс тенге.
«Между тем некоторые аналитики оптимистично оценивают перспективы цен на нефть на фоне роста экономик Китая и других развивающихся рынков и начала нового суперцикла на рынке в 2021 году, который будет поддерживаться постпандемическим восстановлением и стимулирующими мерами монетарной и фискальной политики», – резюмировала она.