Акиматом Алматы утверждены проекты детальной планировки (ПДП), разработанные в соответствии с Генеральным планом города до 2040 года. Как известно, в Генплане заложен принцип перехода от моноцентричной модели развития мегаполиса к полицентричной, то есть город будет поделен на 5 центров общественной и деловой активности: «Восточные ворота», «Исторический центр», «Север», «Юго-Запад», «Запад».
Одним из ключевых принципов развития Алматы является шаговая доступность до детских садов, школ, медучреждений и остановочных комплексов.
Как подчеркнули в управлении городского планирования и урбанистки Алматы, мегаполис больше не будет застраиваться точечно, все проекты реновации будут рассматриваться комплексно с учетом обеспеченности необходимой инженерной, коммерческой и социальной инфраструктурой.
По ПДП предусмотрено, что к 2040 году для каждого горожанина детские сады будут находиться в среднем в 300 метрах от дома, в 500 – от школы, а медучреждения – максимум в километре от места жительства.
Например, в Турксибском районе количество школ и медучреждений вырастет в 1,5 раза, количество детских садов - в 3 раза. Будет построено 7 физкультурно-оздоровительных комплексов.
В Наурызбайском районе количество школ увеличивается более чем в 2 раза, детских садов — почти в 10 раз. Также планируется 11 новых медучреждений, 8 ФОКов, музей, два новых театра и библиотеки.
Согласно ПДП, в Бостандыкском районе предусмотрено не только создание новой социальной инфраструктуры – это 8 школ, 5 детских садов, 3 медучреждения, 2 ФОКа, но и создание новых культурных объектов – 4 библиотеки, 1 музея, 1 театра.
В Алмалинском районе создание новой социальной инфраструктуры ориентировано в основном на школы – это 8 объектов и 10 детских садов. Также запланировано строительство музея.
Социальная инфраструктура на территории Медеуского района ориентирована на восполнение существующих дефицитов: это строительство 14 школ, 16 детских садов, 11 медучреждений, 5 ФОКов и библиотеки.
Предполагается расширение пассажирской инфраструктуры, к 2027 году – до 1245 остановок с действующих 1208, чтобы до ближайшего остановочного комплекса можно было дойти в течение 5–7 минут.
В целом ПДП направлены на создание устойчивого и функционального городского пространства. Они устанавливают основные направления градостроительного зонирования, красных линий, резервирования территорий для размещения объектов социального, культурного и коммунального обслуживания населения, организации улично-дорожной сети, трассировки инженерных коммуникаций, благоустройства и озеленения территорий.