Согласно нововведениям в «Дорожную карту бизнеса-2025», теперь гранты для реализации новых бизнесидей предоставляются в размере до пяти миллионов тенге (ранее сумма варьировалась в пределах от двух до пяти миллионов).
В числе обязательных условий получения: новизна бизнес-идей и софинансирование проекта собственными денежными средствами в размере не менее 10 процентов от запрашиваемой суммы гранта, кроме лиц категории СУСН и инвалидов III группы (ранее послабления на них не распространялись).
Кроме того, допускается использование основных средств на строительство, модернизацию, реконструкцию и капитальный ремонт (ранее было запрещено). Вместе с тем запрещается использование грантовых средств на приобретение животных (крупного и мелкого рогатого скота, домашних птиц, пчел и иных сельскохозяйственных животных), за исключением проектов по производству продуктов питания, относящихся к обрабатывающей промышленности (ранее допускалось приобретение сельскохозяйственных животных вне зависимости от проекта).
Теперь лица, ранее получившие грант по программам «ДКБ-2020» и «ДКБ-2025», не имеют возможности повторного участия (ранее допускалось повторное участие через год после получения гранта). Помимо этого, лица, зарегистрированные и планирующие реализовать проект в другом регионе, кроме Алматы, не могут подать заявку на грант в мегаполисе (ранее ИП, зарегистрированным в южной столице, разрешалась реализация проекта в другом регионе).
Добавлены в «ДКБ-2025» и новые виды экономической деятельности (ОКЭД), среди которых: производство электроэнергии солнечными электростанциями; производство электроэнергии прочими станциями; издательская деятельность; аренда складских помещений; аренда и лизинг легковых автомобилей отечественного производства.
Кулинарный бизнес
Одним из положительных примеров реализации «Дорожной карты бизнеса» стала история алматинской предпринимательницы, за счет грантовых средств запустившей производство слоеного теста.
Инновационный грант в 5 миллионов тенге на открытие цеха по производству замороженного слоеного теста на натуральном сливочном масле выиграла Аружамал Жилисбаева.
По ее словам, печь она любит с детства. Поэтому, несмотря на полученное экономическое образование и 17летний стаж работы бухгалтером в крупной компании, она все же решилась уйти с работы и воплотить свою давнюю мечту – начать кулинарный бизнес.
– Пять лет назад я стала предпринимать шаги навстречу к своей мечте, – рассказывает Аружамал. – Мечтала побывать в Италии, научиться готовить их блюда. Открыть свой собственный ресторан, где люди смогут отведать изысканную кухню из натуральных продуктов. Я поступила в московскую бизнесшколу на факультет управления проектами, это помогло разложить все идеи по полочкам и составить четкий план действий. В магистратуре параллельно начала учить итальянский язык, готовясь к поездке. Знала, что в один прекрасный день моя мечта осуществится. Так и случилось, я взяла академический отпуск и поехала в Италию. Прошла практику в двух итальянских ресторанах и, наконец, узнала все тонкости приготовления настоящих кулинарных шедевров!
Вернувшись в родной Алматы с дипломом МВА, Аружамал начала выстраивать план действий по открытию производства. Получив консультацию по государственным программам поддержки бизнеса в Центре предпринимательства Qoldaý, она подала заявку на участие в конкурсе в рамках «ДКБ2025». Придумать инновацию не составило труда – она просто взяла на вооружение итальянский рецепт теста, которого еще точно не было в массовом производстве в Казахстане.
– В итальянском ресторане, где я проходила практику, готовились к банкету на 170 человек, – вспоминает Аружамал. – Симонетта достала из холодильника слоеное тесто и, играючи, приготовила гриссини. Я, посмотрев процесс, начала сама готовить и была в восторге от того, какое оно качественное, удобное в приготовлении и вкусное! Пришла в голову мысль, а почему бы в Казахстан не привезти эту идею? Я бы смогла открыть производство и облегчить женщинам работу на кухне. Это премиум-продукт! Разве мы не достойны такого качества?
На грантовые средства Аружамал приобрела специальное оборудование, которое позволяет производить тесто по итальянской рецептуре и сохранять все полезные свойства ингредиентов. Сегодня в ее цехе посменно работают шесть сотрудников. Ежемесячно выпускается около двух тонн готовых изделий, при этом мощности позволяют производить больше, до 56 тонн в месяц. Продукция поставляется в торговые сети, работает интернетмагазин.
– Кроме слоеного теста мы делаем песочное, основу для самсы, жайма, а также печенье, орешки, самсу, пироги, булочки, ватрушки, чизкейки, торты. Все натуральное, без химикатов и вредных добавок. Я так хочу, чтобы в Казахстане все было такое же вкусное и органическое, как в Италии, и мечтаю приносить максимальную пользу своему народу, заботясь о здоровье граждан, – говорит Аружамал Жилисбаева.
Параллельно предприимчивая дама уже открыла кейтеринговое агентство и выращивает базилик, розмарин, тимьян, шалфей из привезенных итальянских семян. В будущем она хотела бы осуществить еще одну заветную мечту – открыть теплицу для выращивания овощей и зелени, необходимых для приготовления изысканных блюд.
Норковые такия
Другой алматинец пустил средства господдержки на производство в мегаполисе меховых головных уборов в национальном стиле.
По словам индивидуального предпринимателя, аналогов его разработке в Казахстане нет. До этого Бауыржан на протяжении нескольких лет занимался продажей зимних головных уборов зарубежного производства и не понаслышке знаком с современным ассортиментом данной продукции.
– Продавая зимние мужские шапки, поймал себя на мысли, а почему бы не попробовать изготовить их самому? – рассказывает он. – Эта мысль не давала покоя, и я начал изучать разновидности структур, форм, фасонов. Черпал знания в специальной литературе и интернете. Затем начертил лекала, заказал мастерам по дереву специальную форму с расчетами по глубине, высоте, окружности и изготовил свою первую норковую шапку. Конечно, в ней было много минусов, ошибок, швы коегде не сходились. Но на мое удивление ее тут же купил мой знакомый, буквально выпросил продать! Постепенно навыки совершенствовались, и сейчас я изготавливаю и продаю около 30–40 шапок каждый месяц.
Инновация разработки заключается в том, что обычная тюбетейка (такия) обшивается натуральным мехом. Такой головной убор охотно раскупают прихожане мечетей, которым доселе приходилось носить в зимние холода тонкие тюбетейки. Норковые такия также приобретают жители Алматы и регионов в подарок будущим сватам. По их мнению, изделия Бауыржана смотрятся куда богаче и выше статусом обычных шапок с чапанами.
Уже позже по запросам клиентов в ассортиментную линейку попали женские платки с меховой оторочкой из белой норки. По словам Бауыржана, клиентов привлекает натуральный мех, хорошее качество пошива и доступная стоимость. В среднем норковая тюбетейка и женские платки с мехом стоят 20–25 тысяч тенге, малахай из песца и чернобурки – 100 тысяч тенге.
– С написанием бизнесплана мне помогли консультанты Центра предпринимательства Qoldaý, – делится предприниматель. – Там мне подробно рассказали обо всех государственных программах для бизнеса и посоветовали дать заявку на грант по «ДКБ-2025». Документы я подал весной 2021 года, средства поступили на счет через несколько месяцев, летом. На эти деньги я приобрел скорняжную швейную машину, вышивальные и швейные машины, промышленные инструменты, натуральные шкуры, фетр и другие ткани для внутренней отделки.
Изделия собственного производства Бауыржан продает в бутике на одном из крупных алматинских рынков. В перспективе обладатель гранта планирует нанять мастеров и масштабировать свое производство.
Статья опубликована в №36, от 07.04.2022 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Идеи на миллион».
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!