Вопросы, которые приходят на ум каждому, но некого спросить.
Сегодня вакцинация от коронавируса набирает обороты. Пока только в самых развитых и состоятельных странах. Первые в очереди на укол – медработники и уязвимые люди пожилого возраста или имеющие серьезные хронические заболевания. Но вакцина, которую ждали весь 2020 год, не везде оказалась востребованной.
Например, в России провели несколько опросов и выяснили, что большинство «экономически активных» жителей страны против вакцинации – и 44% из 1,6 тысяч опрошенных высказались против прививки. Только 22% готовы привиться любой из зарегистрированных вакцин.
Удивительно, но против вакцинации высказались и врачи. Профильный сервис «Справочник врача» еще в августе провел аналогичный опрос. Тогда большинство медиков – 52% из более чем трех тысяч опрошенных – заявили, что не готовы сделать прививку препаратом, созданным в российском Центре Гамалеи. Многих смущало отсутствие данных о ее эффективности, а также тот факт, что вакцину удалось создать за слишком короткий срок.
В США, где от коронавируса или его последствий умерли уже более 300 тысяч человек, цифры чуть лучше. Почти половина американцев готова сделать прививку. Резко против высказались 26%. Еще четверть опрошенных пока не приняли решение.
Эксперты же напоминают, что для достижения коллективного иммунитета прививку необходимо сделать около 70% американцев. В США людей в основном беспокоят возможные побочные эффекты от вакцины.
Насколько вакцина опасна для здоровья?
Сегодня у научного сообщества нет никаких оснований считать, что вакцина от коронавируса может быть опасна. Теоретически она может вызвать нежелательную реакцию, но вероятность этого крайне мала.
Именно для того, чтобы предсказать все возможные побочные эффекты, ученые проводят испытания, начиная с малого: сначала тестируют образцы в лабораториях, проводят испытания на животных и только потом – на людях. В случае, например, с вакциной от Pfizer и BioNTech в испытаниях участвовали 40 тысяч человек.
Кроме того, дополнительную проверку полученных результатов осуществляют регуляторы – например, британское Агентство по регулированию лекарственных средств и медицинских товаров (MHRA), американское Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) или министерство здравоохранения в случае России.
О каких побочных эффектах говорят производители?
Они существуют, как и у других вакцин. Ни одно лекарственное средство не обходится без побочных эффектов. Это не значит, что все они или хотя бы один проявятся у каждого пациента. Это значит, что побочные эффекты возможны и считаются нормальной реакцией. Чаще всего это краткосрочные легкие или умеренные реакции, которые проходят без серьезных осложнений. Это, например, боль в месте инъекции, головная боль, боль в мышцах, озноб, повышение температуры тела, ощущение усталости. Как правило, все эти побочные эффекты проходят в течение пары дней.
Правда, некоторые из них могут повлиять на способность выполнять ежедневные задачи, об этом предупреждает Центр контроля и профилактики заболеваний США. Но неприятные ощущения должны полностью пройти через несколько дней.
Авторитетный научный журнал Science указывает, что в случае американской вакцины у большинства людей не было серьезных побочных эффектов, которые бы мешали им заниматься повседневными делами. Менее чем у 2%, получивших вакцины Pfizer и Moderna, температура повысилась до 39-40 градусов.
Создатели российского «Спутника V» тоже говорят о побочных эффектах в виде повышенной температуры, недомогания, головной боли, которые проходили в течение нескольких дней.
Что известно об аллергических и иммунных реакциях?
С началом вакцинации стали появляться сообщения об острых аллергических реакциях на некоторые вакцины.
Чаще всего обсуждают двух работников британской Национальной системы здравоохранения, у которых возникла аллергия на вакцину от Pfizer и BioNTech. Важно уточнить, что оба человека аллергики, которые даже носили с собой специальный шприц с адреналином. Сейчас они чувствуют себя хорошо. Кроме того, в один день с ними дозу вакцины получили около тысячи человек, у которых подобных реакций не наблюдалось.
В информационном буклете для пациентов производители этой вакцины указывают, что ее не следует давать людям с подтвержденной аллергией на какое-либо вещество, содержащееся в препарате. Pfizer и BioNTech пишут, что аллергия проявляется зудом, сыпью, одышкой, отеком лица или языка.
Такое описание может насторожить пациента, но подобные симптомы нередко возникают у людей с сильными формами аллергии. И самое важное – существуют проверенные способы оказания срочной помощи этим людям.
Кроме того, индивидуальная аллергическая реакция возможна не только на коронавирусную вакцину, но и на любую другую. И для экспертов такая реакция не является неожиданностью.
Если вакцины такие безопасные, почему прививку не сделают лидеры стран?
Еще ни один из мировых лидеров не сделал прививку. Во всяком случае, никто публично не объявлял об этом.
Владимир Путин, к примеру, сообщил, что вакцины, которые поступают сегодня в оборот, «предусмотрены для граждан в определенной возрастной зоне». «До таких как я вакцины пока не добрались. Поэтому пока эту вакцину, как говорят специалисты, не поставил. Но я обязательно это сделаю, как только это станет возможным», – заявил Путин. Кстати, Владимиру Путину 68 лет, самый подходящий возраст...
Однако подобные аргументы не помешали сделать прививку 62-летнему мэру Москвы Сергею Собянину. «Мне было бы сложно агитировать за российскую вакцину, потому что даже сегодня, по опросам, не более половины, может, менее половины, россиян вообще сомневаются в том, что нужно, не нужно вакцину делать, она вообще доработана или нет», – говорил Собянин Путину в начале сентября.
Некоторые лидеры стран, в которых еще не началась вакцинация, пообещали в числе первых сделать прививку, чтобы развеять опасения граждан. Лидер Аргентины Альберто Фернандес, который проявляет интерес к «Спутнику», обещал первым вакцинироваться, «чтобы никто не боялся», но пока не спешит.
Филиппинский президент Родриго Дутерте тоже пообещал публично привиться «Спутником», как только вакцина будет доступна в стране: «Экспериментируйте на мне, это хорошо», – заявил он.
В Европе многие лидеры также скромно заявляют, что не являются приоритетной группой и первыми вакцину должны получить медики.
Почему вакцины от инфекций разрабатывают десятилетиями, а коронавирусную сделали за несколько месяцев?
Просто создать вакцину недостаточно, ученые добиваются того, чтобы она действовала быстро и безболезненно. Поэтому обычно испытания и разработка растягиваются на несколько лет.
Сначала ученые долго ведут лабораторные опыты, подыскивая наиболее эффективную форму препарата и просчитывая возможные побочные эффекты. Когда необходимая технология найдена, переходят к клиническим испытаниям на животных, чаще всего на мышах. При этом если определенный вирус не заражает мышей (именно так было в случае с новым коронавирусом – SARS-CoV-2), разработчикам приходится сначала при помощи генной инженерии создавать «мышиный вариант» вируса.
Если опыты на животных проходят успешно, можно переходить к испытаниям на людях. Сначала вакцину получает небольшая группа здоровых добровольцев, чтобы ученые могли убедиться в безопасности препарата (фаза I). Только после этого имеет смысл проверять эффективность иммунного ответа (фаза II) и то, насколько вакцина подходит для разных групп населения (фаза III), – например, можно ли прививать ей детей, пожилых людей или людей с хроническими заболеваниями.
Поскольку побочные эффекты прививки могут быть достаточно редкими или проявляться значительно позже, обычно после вакцинации за волонтерами ведут наблюдение в течение нескольких лет. Только после этого можно подвести итоги клинических испытаний и – в случае успеха – принять решение о запуске препарата в массовое производство.
Разработка вакцин от Covid-19 проходила в невероятной спешке, и, чтобы сократить привычный алгоритм работы, многими необходимыми формальностями разработчикам пришлось пренебречь.
Например, на животных практически не экспериментировали – почти сразу перешли на людей. Крупные разработчики, такие как AstraZeneca запустили препарат в массовое производство параллельно с началом клинических испытаний, еще не зная, будет ли вакцина работать, чтобы к моменту получения первых результатов уже были наготове несколько миллионов доз. А государственная сертификация вакцины за несколько месяцев до окончания ее клинических испытаний, как это было в случае со «Спутником» – дело вообще неслыханное.
Кроме того, фармацевтические компании вложили значительные ресурсы в быструю разработку вакцины на этот раз именно из-за того, что проблема оказалась глобальной. Но скорость, с которой она была произведена, совсем не означает, что компании обошли протоколы безопасности.
Чем вакцины отличаются друг от друга?
Разработчики и российской, и британской (Оксфордский университет и компания AstraZeneca) вакцин используют так называемую векторную технологию, когда для доставки генетического материала одного вируса (в данном случае SARS-CoV-2) используется оболочка другого, из семейства аденовирусов, вызывающих обычную простуду. Это проверенная годами технология разработки вакцин, например, таким образом сделали вакцину от Эболы.
Вакцины от Moderna и Pfizer/BioNTech относятся к другому типу – обе используют инновационную технологию матричной РНК. До коронавируса ни одна вакцина, созданная по этой технологии, не была одобрена для использования на людях.
В чем разница между «Спутником» и Оксфордской вакциной, если они разработаны по одинаковой технологии?
Разница заключается в том, что разработчики «Спутника» используют в качестве оболочки аденовирус человека и два разных коронавирусных вектора, а оксфордские ученые – аденовирус шимпанзе и один вектор.
Нет, это не значит, что при прививке вы заразитесь аденовирусом. Дело в том, что ген аденовируса, вызывающий инфекцию, удаляется. А вместо него встраивается ген с кодом белка коронавируса. Это безопасная для организма человека технология, которая позволяет иммунной системе отреагировать и выработать антитела, которые должны защитить от заражения. Укол вакцины – это, по сути, организованное заражение здорового человека вирусом или бактерией, только с гарантией быстрого выздоровления.
У обоих этих вариантов есть свои достоинства и недостатки, поэтому неудивительно, что российские и британские производители хотят испытать комбинированную вакцину. Но пока им в этом мешают политики.