Здесь рождаются герои всех спектаклей Государственного театра кукол. «Вечерке» удалось заглянуть в святая святых храма искусства – в мастерскую.
В небольшой комнате, скрытой от глаз зрителей, каждый день с утра до вечера работают мастера, воплощая в жизнь идеи режиссеров и художников. Это они, можно сказать, оживляют эскизы, чтобы персонажи радовали зрителей. Если Папа Карло создал одного лишь Буратино, то эти мастера дали жизнь целой галерее разных персонажей, у каждого из которых своя история.
– Куклу можно сделать за пять минут, а можно потратить на ее создание несколько месяцев. Это зависит от многих факторов, но ничего невозможного нет, – говорит Болат Аманкул. – По образованию я художник. В театр кукол пришел работать в 2013 году и сразу стал делать кукол для спектакля «Алтын адам», к премьере которого тогда готовились. Меня сразу же очень увлек процесс, в котором есть что-то волшебное. Я и сейчас продолжаю в это верить, ведь мы создаем не просто игрушки, которые стоят на полках. Наши куклы на самом деле оживают на сцене. У каждой из них свой характер. За этим очень интересно наблюдать, поэтому я часто смотрю спектакли. Особенно мне нравятся постановки для самых маленьких зрителей.
За восемь лет работы в театре Болат Аманкул подарил жизнь множеству самых разных героев. По словам мастера, рождение персонажей для каждого спектакля – это особая история. Например, из последних премьер больше всего потрудиться пришлось над персонажами для сказки «Ер Тостик».
– Перед нами поставили очень непростую задачу – все куклы должны были быть максимально подвижными. Признаюсь, добиться этого удалось не сразу, но в конце концов мы смогли. К тому же куклы получились необычные, характерные, – делится собеседник. – Всегда очень важно знать, какого именно персонажа ты делаешь, прочувствовать его характер. Кукла может быть злой, доброй, честной, хитрой. Все это я выражаю через мимику лица. Если персонаж положительный, то все черты сглажены. Если отрицательный – могу добавить, например, густые брови, жесткие складки, тогда черты лица становятся более резкими.
Однако не всегда все бывает так гладко. Иногда случаются внештатные ситуации, и премьера спектакля может оказаться под угрозой срыва. Так едва не случилось с постановкой про Медею.
– Мы тогда захотели сделать куклы из силикона, но в итоге ничего не получилось. В последний момент все работы забраковали, – вспоминает Болат Аманкул. – Нам пришлось срочно переделывать персонажей. Работали день и ночь, решив использовать традиционный материал – дерево. В итоге успели в срок, однако не учли, что по сюжету некоторых персонажей должны топить, а дерево от воды портится. Пришлось актерам имитировать утопление…
Тем временем к нашей беседе подключился старший мастер Николай Проскурин, который работает в Государственном театре кукол с 1997 года.
– Я работал над многими спектаклями. Создал целую галерею персонажей, используя разные техники и материалы, – говорит он. – Кажется, уже никакая задача не может поставить меня в тупик. Особенно после того, как мы создавали кукол для спектакля «Макбет». Перед нами сверхсложная задача – куклы должны быть очень подвижными. Пришлось, конечно, помудрить-подумать, но мы выполнили задачу.
Мастера и сейчас в работе, ведь Государственный театр кукол летом не отдыхает. Радует зрителей полюбившимися постановками и готовит премьеры. Так что, отдыхать некогда. А нынешней осенью кукольников ждет новоселье – мастерская и пошивочный цех переедут в отдельное двухэтажное здание при театре, которое сейчас строится.
Очень важно, что созданные мастерами куклы не остаются без зрительского внимания, даже если спектакли сходят со сцены. В фойе театра проходит постоянно действующая выставка, на которой представлены любимые куклы. Экспозиция время от времени меняется.
Статья опубликована в №95, от 10.08.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Это вам не игрушки".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!