В этом году городская вечерняя газета отмечает 85-летний юбилей.
Вечером 28 апреля 1936 года киоскеры предлагали читателям новое издание. Газета называлась «Социалистическая Алма-Ата». В шапке первой полосы рядом с названием стояло: «выходит вечером». Так, в Алма-Ате появилась «Вечерка».
Выход нового издания не был ознаменован торжественными событиями или какой-либо предварительной рекламой – все произошло в рабочем порядке. Между тем появление городской газеты являлось свидетельством стремительного развития Алма-Аты.
К моменту выхода первой городской «Вечерки» Алма-Ата уже восемь лет имела столичный статус. Несмотря на то, что тогдашняя столица республики все еще производила впечатление патриархального города, там и сям уже проглядывали явные перемены. Вот как говорится об этом в романе Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей»: «Нельзя сказать, чтобы улицы выглядели нарядно. Это еще не была «красавица Алма-Ата» сороковых, а тем более пятидесятых годов: хаты, хатки, странные саманные постройки… И вдруг произошло чудо: я пересек улицу и очутился в совершенно ином городе. Улицы здесь были широкие, мощеные, дома многоэтажные, изукрашенные сверху донизу…»
К тому времени по большей части еще одноэтажная Алма-Ата уже была железнодорожным узлом – столицей Турксиба. По данным статистики, в городе действовало свыше 100 предприятий, продолжали возводиться жилкомбинаты – благоустроенные многоквартирные дома. С промышленным и гражданским строительством развивалась и инфраструктура. В городе начали строить водопровод, осуществлять широкую электрификацию – электроэнергии все еще катастрофически не хватало.
Но Алма-Ата остро нуждалась не только в электрическом свете, воде и тепле, но и в городской газете, которая бы сообщала жителям обо всех насущных вопросах и переменах. На тот момент в столице выходили республиканская и областная газеты, но городского издания не было. И вот оно появилось…
Открывая газету, город также столкнулся с дефицитом на этот раз журналистов – все имеющиеся кадры были при местах.
Городская администрация бросила клич по всему Союзу, чтобы поддержать новую газету кадрами, и люди откликнулись. Архивы сохранили имя первого руководителя издания – ответственного редактора. Им был Борис Леонидович Березский. Уроженец Псковщины, он уже в 14 лет начал свой трудовой путь. Подобно многим своим сверстникам, Березский быстро повзрослел. Школу не окончил, но прошел жизненные университеты. Его знаний вкупе с организаторскими способностями хватало для руководящей работы – Березский возглавлял отделы печати в разных городах большой страны. Набравшись опыта, он переезжал из региона в регион, туда, где имел место острый кадровый дефицит.
В числе журналистских кадров, приехавших в Казахстан – сначала в Кзыл-Орду, а затем в Алма-Ату, была и Ольга Берггольц, известная впоследствии поэтесса, прозаик и драматург. В ту пору она была молодым специалистом – окончила Ленинградский университет. Много позже, встречаясь в Алма-Ате с коллегами, Ольга Берггольц делилась, что запомнила Казахстан как ярчайший оазис творческого вдохновения и человеческого счастья, она на всю жизнь запомнила «суховатый воздух… и на рассвете розовые звезды».
Журналистской работы было много. Листая подшивки «Социалистической Алма-Аты», можно увидеть, насколько широким был охват тем. Так, в 1937 году газета сообщала о новом генплане. Он разрабатывался на перспективу – с учетом того, что в Алма-Ате на 4600 га будут жить около 360 тысяч человек. Прогнозы урбанистов оправдывались – в конце 1930-х население города уже составляло 227 тысяч жителей.
Авторы генплана по-прежнему видели город малоэтажным – с жилкомбинатами и административными зданиями не выше четырех-пяти этажей – и не очень большим. Зеленые зоны должны были составлять не менее 50 процентов общей площади кварталов. С 1937 по 1939 год в Алма-Ате собирались построить 130 тысяч квадратных метров жилья. Также на страницах газеты сообщалось о планах превратить рощу Баума в лесопарк.
Наряду со строительным бумом в городе стала меняться ситуация с торговлей. На 1937 год в Алма-Ате насчитывалось 488 торговых точек, а этого было явно недостаточно для растущего населения города, и казахстанские власти попросили Москву выделить для столицы республики деньги на возведение складов, овощехранилищ, магазинов, лавок и благоустройство рынков.
Однако газета не только рапортовала о крупных городских планах и свершениях. Фокус внимания был обращен на простых горожан. Например, милиционеры в газетной статье сетовали на то, что не могут справиться с «зацепщиками» – мальчишками, которые запрыгивали на трамвайную сцепку сзади вагона. Таким образом подростки осваивали новый вид транспорта – трамвай, появившийся в Алма-Ате в 1937 году. В каждом номере газета писала о простых алматинцах – рабочих, учителях, врачах. Так, в одном из номеров «Социалистическая Алма-Ата» рассказывала о том, как известный в городе врач Телятников спас человека, своего соседа, от смерти, вовремя проведя ему реанимационные процедуры. В другом материале рассказывалось о дворниках, которые пытаются приучить горожан к сортировке бытовых отходов – складывать продуктовые остатки в специальные баки отдельно от остального мусора. В связи с этим «Социалистическая Алма-Ата» призывала горожан к сознательности.
Несмотря на то, что газета была городской, публиковались на ее страницах и международные новости. В мире было неспокойно: в 1936 году в Испании началась гражданская война, тревожили новости из Германии… В связи с этим газета сообщала о наборах в аэроклубы, на курсы снайперов.
Газета подкупала тем, что писала о простых людях, горожане узнавали себя в ее статьях, а потому издание быстро стало популярным. К тому же газета появлялась в городских киосках строго в указанное на первой полосе время – в вечерние часы.
«Социалистическая Алма-Ата» выходила два года – в 1938-м было решено усилить республиканскую прессу, и издание слилось с «Казахстанской правдой». Однако городская газета возродилась в конце 1960-х годов под названием «Вечерняя Алма-Ата». Как и в 1930-х, за ней выстраивались очереди из алматинцев, желающих узнать последние новости из городской газеты, ставшей одним из символов Алматы.