Вехи истории

Вехи истории

В апреле 1936 года открылась новая страница в истории города – в Алма-Ате появилась собственная вечерняя газета.


В ту пору своим изданием могли гордиться лишь несколько крупных городов, таких как Ленинград и Москва. 

Появление «вечерки» в Алма-Ате означало, что город становится столичным центром, где развивается промышленность, социальная сфера, культура. К вечеру 28 апреля 1936 года первая городская газета появилась в киосках и у разносчиков газет. И пока читатели знакомились с первым выпуском газеты, коллектив издания вместе с первым редактором вечерней газеты Борисом Леонидовичем Березским работал над вторым номером. Почивать на лаврах было некогда, на повестке дня были актуальные темы, которые требовали освещения: городское строительство, коммунальное хозяйство, новости театров, развлечения.





Планы роста

Город, в 1936 году ставший столицей союзной республики, начал активно развиваться. Алма-Ате нужно было придать столичный вид. Такую задачу поставило руководство СССР перед архитектурно-планировочной мастерской № 1 Наркомпроса РСФСР, где разрабатывали генеральный план города. 

В 1937 году «Социалистическая Алма-Ата» напечатала материал, созданный корреспондентами ТАСС, который назывался «Новая Алма-Ата» (беседа с руководителем сектора планировки и реконструкции городов Совета коммунального хозяйства ЦИК Союза ССР товарищем Поповым). Статья была посвящена развитию тогдашней столицы союзной республики. 

Отмечалось, что проект планировки составлен на перспективу, из учета дальнейшего роста населения города до 360 тысяч человек. 

Стояла задача сделать Алма-Ату благоустроенным городом с развитой социальной, культурной и административной инфраструктурой, крупным индустриальным центром. К слову, индустриализация была тогда одним из важных направлений развития страны. 





«Перспективная специализация города Алма-Аты проектами определена по линии перерабатывающей, легкой и пищевой промышленности со значительным развитием машиностроения», – информировала газета. 

Уже в то время в Алма-Ате уделялось большое внимание тому, чтобы не утратить славу зеленого города. В генплане отмечалось, что увеличение темпов промышленного и гражданского строительства не должно затронуть основной массы зеленых насаждений. Крупные парковые зоны планировалось интегрировать с новыми жилыми массивами, чтобы горожане имели возможность проводить в них свободное время, дышать чистым воздухом. 

Авторы генплана учитывали, что город находится на территории, подверженной землетрясениям. К тому времени в СССР уже существовали технологии строительства для сейсмичных зон. Планировалось, что жилой фонд будет состоять из домов в четыре и пять этажей. 

«Установлено, что эти (сейсмические. – Прим. ред.) условия допускают в городе многоэтажное строительство. Проделана также значительная работа по изучению грязекаменных селевых потоков, представляющих для Алма-Аты большую опасность», – говорилось в статье. 

Отмечалось, что город будет оборудован всеми основными видами технического обслуживания. «Водопроводное устройство запроектировано из расчета полного удовлетворения нужд. Источником водоснабжения принята река Алматинка выше города. Канализация проектируется объединенной», – излагала газета.
 
Авторы генплана стремились сделать город компактным, тогда даже на перспективу не планировалось создавать из Алма-Аты мегаполис. 

Сегодня, с высоты прошедших лет можно судить о том, что основные вехи этого генерального плана были претворены в жизнь. Как и намечалось, на севере выросла промышленная зона, в южной части вдоль Головного арыка (нынешнего проспекта Абая) были построены учебные корпуса вузов, в частности, сельскохозяйственного и зооветеринарного институтов. В западном направлении были возведены жилые микрорайоны, которые состояли из четырех и пятиэтажных зданий. 

«Пройдет каких-нибудь 30 лет, и мы уже не узнаем наш город: дома в один этаж сменят крупные жилкомбинаты – в четыре, в пять, а то даже и в шесть этажей», – обещал собеседник городской газеты товарищ Попов. 

Чистых дел мастер

Наряду с генеральными задачами по развитию города «Социалистическая Алма-Ата» уделяла большое внимание жизни простых горожан – людей труда. В 1936 году газета опубликовала заметку о дворнике, гражданская позиция которого заслуживала всяческих похвал. 

Называлась статья «Участок Актая Бегимбетова» и была напечатана в рубрике «Накануне чрезвычайного Х съезда Советов КазССР». А повествовала она о «войне», которая разразилась во дворе дома № 23 по улице Пушкинской. Началась она, в сущности, из-за пустяка.

Хозяйка одной из квартир рано утром вынесла во двор, как писала газета, «незначительное количество отходов кухонного производства». 

Актай Бегимбетов в тот же день вычислил нарушительницу и обратился к ней с вежливым назиданием: «Дорогая хозяйка, так делать не годится. Посудите сами, во что превратится наша улица, если из всех двадцати двух квартир будут выбрасывать на улицу мусор? Какое, по-вашему, имя получит на Пушкинской улице дом номер 23?» Однако хозяйка квартиры проявила несознательность и захлопнула дверь перед носом дворника. После этого в отношениях между дворником и жильцами злополучной квартиры, прежде благодушных, наступило резкое охлаждение. «Бегимбетов при встрече стал отворачиваться, а участок двора перед террасой правонарушителей дворник выметал, сердито шаркая метлой, впрочем, со всегдашним своим усердием», – писала газета.
 
Вскоре жильцы сошлись на собрании, чтобы переизбрать председателя домкома. И вдруг хозяйка «враждебной квартиры», вразрез повестке собрания, неожиданно для всех повинилась перед дворником и предложила премировать Актая Бегимбетова за добросовестную работу. Активисты провели поквартирный обход, и все квартиросъемщики поддержали эту идею. «Актай Бегимбетов получил премию, и непримиримые враги вновь стали друзьями, – писала «Социалистическая Алма-Ата» и заключала статью на торжественной ноте: – Дворник дома № 23 по Пушкинской улице вкладывает много труда и усердия в то, чтобы сделать чистым, культурным и опрятным свой небольшой участок, являющийся частью большого города, столичного города союзной республики».

Герои почты

С развитием города расширялась и почтовая служба. Но 85 лет тому назад работа почтальонов зачастую была сопряжена с опасностью и требовала от них настоящего героизма. 

В 1936 году письмоносцы – именно так в то время называли людей этой профессии, – сами написали коллективное письмо в газету «Социалистическая Алма-Ата». Почтальоны жаловались на собак в частных подворьях, из-за которых они вовремя не могут разнести по домам корреспонденцию. Начали свое коллективное письмо почтальоны издалека: «Каким должен быть письмоносец? Во-первых, письмоносец должен быть грамотным. Это нужно для того, чтобы не перепутать письма. Во-вторых, письмоносец должен быть честным. В-третьих, письмоносец должен быть быстроходом. Казалось бы, никаких иных качеств больше не требуется. Однако в условиях города Алма-Аты письмоносцы должны обладать и некоторыми другими навыками». Навыки эти заключались в умении поладить с четвероногими. «Выясняется, – продолжали они, – что мы должны знать привычки и характеры собак всевозможных пород, уметь их ласкать или драть им хвосты». Почтальоны подчеркивали, что в особо тяжелых случаях им даже приходится притворяться мертвыми. «Потому что собаки некоторых пород, как и медведи, мертвых не трогают, а только обнюхают и отойдут», – со знанием дела отмечали письмоносцы. 

После жалобы почтальонов в «Социалистической Алма-Ате» вышел материал под названием «Собачья проблема». В нем отмечалось, что ежедневно десятки и сотни собак подкарауливают письмоносцев у калиток или за дверьми парадных лестниц: «Мало того, что эти собаки укорачивают письмоносцам штаны. Иногда эти милые собачки сшибают письмоносцев с ног и проверяют крепость своих зубов на сухожилиях работников почты».

Отмечалось, что из-за такого положения дел почта лишается кадров. 

«Многие письмоносцы, не выдержавшие собачьих атак, ушли с работы», – сообщалось в статье. «Собачий вопрос» стал на почте злобой дня. 

«Этому вопросу начинают посвящать специальные заседания… Пишут докладные записки, идут совещания, а воз и ныне там – в остатке драные штаны письмоносцев», – возмущалась газета. 

Между тем проблема эта была давней, еще в дореволюционной газете «Семиреченские областные ведомости» сообщалось: «По улицам города Верного ходит большое количество бродячих собак, и горожанам, равно как и сотрудникам почтовой службы, необходимо иметь при себе большую палку с гвоздем для их отпугивания». 

В тридцатые годы положение дел не слишком изменилось. Для ответа на жалобу почтальонов газета привлекла юриста, который ответил просто: «Имеется постановление горсовета, запрещающее держать злых собак на свободе, достаточно только того, чтобы это постановление выполнялось».

В завершение материала газета обращалась к горожанам: «Уважаемые жители, держите злых собак на цепи. Письмоносец вам несет жизненно важное сообщение, оно должно быть в ваших руках, а не в зубах животного». 





«Театральные «мелочи»





Листая страницы «Социалистической Алма-Аты», можно убедиться, что во второй половине 1930-х годов город начинал утверждаться как культурный центр – работали театры, клубы, картинная галерея, цирк шапито. Но, как явствует из газетных материалов того времени, не все в учреждениях культуры обстояло культурно и цивилизованно.

В 1938 году в редакцию «Социалистической Алма-Аты» обращались любители театра с просьбой навести порядок в гардеробах и буфетах. И газета отреагировала, корреспондент несколько дней посещал театры, проверяя на себе культуру обслуживания. Итогом наблюдений стала статья, которая называлась «Театральные «мелочи». 

«Кончился первый акт оперы, зрители заполнили фойе. Наверху у единственной стойки с фруктовой водой огромная очередь», – отмечалось в материале.

Счастливчики, с боем захватившие бутылку с водой и пару граненых стаканов, с жадностью поглощали живительную влагу. Они пили газировку, не отходя от стойки, подталкиваемые другими жаждущими гражданами. 

«Часто слышатся возмущенные возгласы – кто-то кому-то облил платье, костюм, кому-то отдавили ногу. Потратив на ожидание весь антракт, вы спешите в зрительный зал, еще надеясь утолить жажду в следующем антракте», – критиковала газета работу театров. 

Во втором перерыве зрителей, штурмующих буфет, становилось еще больше, чем в первом. «А в третьем антракте на неопрятной стойке красуются пустые бутылки и разноцветные лужи фруктовой воды», – обрисовывала неприглядную картину газета. 

Потеряв всякую надежду утолить жажду газировкой или соком, зрители искали обычную воду. «И только найдя водопроводный кран, вы сможете напиться из… собственных ладоней», – констатировалось в материале.





В городском Дворце культуры буфет был сдан на откуп ресторану № 8. Но руководство этого учреждения общепита не утруждало себя заботой о буфетном ассортименте. «Бывают вечера, когда здесь совершенно нет фруктовой воды, и, кроме двух-трех сортов конфет и засохшего пирожного, также ничего не найти», – отмечалось в статье «Театральные «мелочи».

Другой проблемой были гардеробы. 

«Еще Виолетта не закончила своей арии, а уже хлопают сиденья кресел и начинается бег с препятствиями через ноги соседей. У выходов в фойе образуются пробки. Шум и окрики билетеров заглушают оркестр, не дают остальным возможности спокойно наслаждаться прекрасным финалом оперы», – возмущалась газета.

«Паническое» бегство из зала имело свои веские причины. Зрители, не проявившие проворства, были обречены на томительное стояние в длинной очереди. Гардеробщицы работали медленно, их было явно недостаточно для обслуживания большой массы людей. В среднем на ожидание уходило 30 минут. 

В оперном театре в вечер премьеры «Аиды» у гардероба образовалась еще одна очередь, это были пострадавшие... Гардеробщица не могла отыскать их пальто. Такое положение складывалось еще и потому, что иногда гардеробщицы, приняв пальто или плащ перед спектаклем, из-за спешки забывали выдать номерок, а посетители театров или клубов, надеясь на авось, рассчитывали, что после спектакля без труда найдут свою одежду. Недовольные посетители шли жаловаться в администрацию театра, а в ответ звучало: «Уважаемая публика, это ведь, в сущности, мелочи, не обращайте на это внимания…»

Нырнуть в моду





Первый номер газеты «Социалистическая Алма-Ата» вышел в конце апреля. Не за горами было лето, поэтому издание поспешило дать модницам советы по поводу выбора купальников на предстоящий пляжный сезон. Читательницам рекомендовалось несколько вариантов костюма, преобладающий материал – сатин или другие плотные ткани. «Этим летом предлагаются гладкие темные шорты и полосатая, в тон шортам, верхушка, пристегивающаяся на большую пуговицу к шортам и завязывающаяся на шее сзади, спина открыта», – сообщала о моде той поры газета.

Был и несколько иной вариант костюма. «Шорты скроены юбочкой. Отделкой служат цветные полосы. По шортам они положены на боках и сходятся на груди острым углом под плечики, на спине перекрещиваются», – давали советы модельеры того времени.
Между тем газета советовала не забывать в жаркую пору о головных уборах.

«Собираясь на отдых, захватите соломенную шляпу, будет досадно нагреть голову в хороший погожий день», – наставляла «Социалистическая Алма-Ата». 





Что же касается советов для мужчин, то им предлагалось сделать летний головной убор самостоятельно – из газеты. «Но перед тем, как мастерить такую шляпу, не поленитесь – спросите у своих домашних или товарищей разрешения, вдруг они еще не прочитали свежий номер и будут его искать», – проявляла заботу о своих читателях «Социалистическая Алма-Ата».

Материал подготовлен при содействии Национальной библиотеки РК

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

17:59

17:44

17:29

17:14

16:44

16:29

16:14

15:59

15:44

15:28

15:22

15:05

14:47

14:31

14:15

13:59

13:44

13:28

13:11

12:56

12:31

12:09

11:52

11:37

11:22