Как работает и работает ли обновленный Закон «О жилищных отношениях».
Рассмотреть и оценить сегодняшнюю ситуацию на примере новелл, внесенных в Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях», «Вечерка» пригласила общественного деятеля, специалиста в области жилищных отношений Мадину Умекенову.
Предыстория внесения значительных поправок и новых статей, дополняющих главный закон об устройстве общежития в многоквартирных жилых домах казахстанцев такова.
Когда вал жалоб на нерадивых председателей правлений кооперативов собственников квартир (КСК) достиг критической точки, а у чиновников началось кипение возмущенного разума от невозможности что-то переиначить в КСК, в Мажилисе собралась рабочая группа, долго решала и, наконец, предложила упразднить кооперативную форму управления многоквартирными жилыми домами, а вместо опорочившего себя КСК ввести ОСИ – объединение собственников имущества и ПТ – простые товарищества. В результате обновленный закон вышел в народ. Правда, складывается впечатление, что над законом работали скорее люди, живущие в коттеджных, а не многоквартирных домах.
– Во всяком случае в рабочей группе должны были быть широко представлены именно управленцы-практики, а еще – представители налоговых органов, экономисты. На мой взгляд, при принятии поправок в жилищное законодательство недостаточно проработана четкая экономическая модель управления многоэтажками. Именно это упущение сейчас серьезно тормозит реализацию закона. Хотелось бы, чтобы и представители судейского сообщества принимали участие в обсуждении таких социально значимых законопроектов, ведь именно судьи разрешают споры в сфере жилищных отношений, и кому как не им лучше всех известны «белые пятна» в данной сфере правоотношений».
– Помнится, Президент страны дал задание: всем, кто населяет многоэтажки, до 7 января 2021 года определиться с формой управления и общедомовой собственностью и зарегистрировать ее (если это ОСИ) в местном органе юстиции. При этом определен срок, когда КСК окажутся вне правового поля, – 1 июля 2022 года. То есть жильцам МЖД поставлено конкретное направление в новую жизнь по новому закону. А старая форма управления жильем и ее уклады искореняются решительно и навсегда.
– Как бы не так! Если бы мне еще три года назад сказали, что в нашей стране кто-то посмеет не исполнять закон и президентские указы – я говорю, конечно же, про закон «О жилищных отношениях» и перевод МЖД на новые принципы управления – ни за что не поверила бы.
– Похоже, у закона начались трудности еще в самом начале его обновления, поскольку в группу разработчиков вошли не опытные домоуправы и производственники, не люди, закаленные борьбой с каэсковскими авантюрами, а личности, далекие от этих самых жилищных отношений.
– Казахстанцы получили тупиковую ситуацию, при которой «низы» (жители, создавшие ОСИ/ПТ), воспринявшие возможность избавления от КСК, вначале возликовали, но очень скоро стали вынуждены ходить по судам, так как «верхи» (действующие КСК, ПК, УК и др.) сказали им: мы вам управлять не дадим! И не дают возможности уже зарегистрировавшим де-юре свое право людям управлять де-факто своими домами. Удивительно, но кто-то же сумел убедить власти продлить переходный период до июля 2022 года! Как можно осуществлять реформу в сфере управления многоэтажками столь длительный период?! Чем дольше реализуется реформа, тем ниже от нее эффект.
– А не получится ли так, что за этот переходный период безвременья предприимчивые дельцы смогут успеть списать накопления в своих упраздняемых КСК. А нам достанутся ржавые трубы в подвалах, дырявые кровли, запущенные подъезды и дворы?
– Списать накопления без решения собрания жителей нельзя. Но случаи незаконного списания накопительного фонда имеют место. Под прикрытием, дескать, на капитальный ремонт нередко накопления фактически списываются на текущие расходы, которые должны покрываться за счет сборов от РСЖ. Жителям предстоит серьезная борьба за накопительные фонды своих домов. И здесь, конечно, не обойдется без возбуждения уголовных дел против недобросовестных председателей КСК и т.п., растративших накопительные фонды вверенных им домов.
– Мы уже писали о возникновении в Алматы «группы сопротивления» – тормозящих исполнение закона управленцах старой системы КСК. Однако Управление жилищной политики, орган наряду с аппаратом районных и городских акиматов непосредственно ответственный за исполнение закона в Алматы, не спешит с проверками по заявлениям алматинцев, не устающих сообщать о проблемах перехода на новые формы жилищных отношений.
– Я не могу понять, почему управления жилищной политики на местах не инициируют иски, например, о принудительной ликвидации КСК, если те отказывают советам домов в подписании актов приема-передачи документации и технических средств? Ведь п. 6 Закона РК от 26 декабря 2019 года № 284-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства» предоставляет реальный правовой инструмент воздействия на таких «отказников», не исполняющих закон? Почему местные исполнительные органы до сих пор не утвердили минимальный РСЖ! Или баланс никак не сходится на социально приемлемом уровне? Вот где собака зарыта! Закон приняли без разработки экономической модели минимального РСЖ, телегу поставили впереди лошади. И теперь жители многоэтажек уклоняются от перехода в ОСИ/ПТ, когда начинают считать, во сколько им обойдется суверенитет.
– Именно этот тезис та самая «группа сопротивления» вовсю использует, чтобы запугать алматинцев, мол, в ОСИ заставят их платить целевой взнос на содержание общедомового имущества в разы больше. И многие начинают им верить…
– Реформа в сфере управления многоэтажками, по сути, должна была снизить уровень судебных споров. Однако появилась целая схема по расстановке «мин и подводных камней» на путях исполнения закона. Знаете, сколько сейчас дел в судах с участием ОСИ? Люди, препятствующие исполнению закона, как под копирку пишут иски в суд на Департамент юстиции. А в Медеуском районном суде Алматы им даже удалось создать прецедент: по решению судьи Д. А. Акетаева отменили регистрацию ОСИ! В другом деле по иску к Департаменту юстиции приводится довод, что подписи о согласии вступить в ОСИ требуются не по схеме: одна квартира – один голос, а с каждого, кто зарегистрирован в документе на приватизацию или покупку квартиры. Хочу спросить: будем отменять всю регистрацию ОСИ в Казахстане или только в Алматы? В общем, наметилась еще одна опасная тенденция, которая может способствовать провалу реформы. У жителей, которые в прямом смысле кровью и потом создают ОСИ и не могут начать деятельность по управлению своим домом, помимо всего начинается эмоциональное выгорание. При таких ситуациях активисты просто сложат руки. А какие ляпы я встречаю в исках! Например: обосновывая иск к Департаменту юстиции как органу, незаконно зарегистрировавшему ОСИ, истец доказывает свою правоту выражениями – «я точно знаю, хотя на собрании не был», «вероятно», «как известно». А чего стоит квинтэссенция иска! – «Просим: «1. Признать действие государственного органа Департамента юстиции г. Алматы по регистрации юридического лица ОСИ… (далее – адрес и БИН). И все! 2. Обязать Департамент юстиции отменить государственную регистрацию юридического лица ОСИ…» (далее – тот же самый адрес и БИН). И такой иск с прямо противоположными требованиями, так небрежно написанный с техническими ошибками, принимается судом к рассмотрению! Есть еще один железный аргумент в таких исках – это несоблюдение жителями типовых форм при оформлении протоколов собраний и листов голосования. Я отстаиваю следующую позицию в суде: регистрация ОСИ не может быть отменена по такому формальному признаку! Основанием для отмены регистрации ОСИ может служить наличие неустранимых нарушений, таких как отсутствие кворума и необходимого количества голосов для принятия утвердительного решения! Оппоненты, конечно, возражают! Но я опираюсь на сложившуюся правоприменительную практику и действующее законодательство.
– А что же судьи? Туда же, вслед за теми, кому закон не писан?
– Не все так безнадежно. Есть свет в конце тоннеля. В том же самом Медеуском районном суде Алматы по аналогичному иску об отмене регистрации очередного ОСИ (созданном в ЖК «Театральный») судья С. Н. Баймакулова истцам отказала. Однако, изучив иски о незаконности регистрации ОСИ, поданные от имени собственников квартир, я заметила, что они пишутся по единому шаблону. Конечно же, понятно, что такие иски организуются председателями КСК, лицами, так или иначе связанными с «хозяином» дома. Порой это даже и не скрывается в заявлении. Составители таких заявлений – это, как правило, 1–3 жителя, которых не поддерживают соседи, стремящиеся в ОСИ, но они дают председателю КСК возможность оттягивать время сдачи дома в новое управление и тем самым получать деньги. Я вижу заинтересованность заявителей в оспаривании регистрации ОСИ не как отстаивание своих попранных прав, доказательств тому никто не предоставляет, а как желание причинить ОСИ вред, создать препятствие новым управленцам к осуществлению нормальной финансово-хозяйственной деятельности. Кстати, злонамеренное обращение в суд является основанием для отказа в иске, не следует об этом забывать таким истцам. На мой взгляд, руководит этим злонамеренным процессом одна и та же устойчивая группа, уж больно почерки похожи…
– … участникам которой выгодно оставаться как можно дольше у «кормушки». Кстати, среди домоуправов давно существует такое крылатое выражение – «мне этот дом оставлен на прокорм». Остается задаться вопросом: долго мы будем кормить бездельников от ЖКХ? До июля 2022 года? Или на этом их дела не закончатся? Не хотелось бы в это верить.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!