В будущем на официальном сайте музея появится электронная версия каталога.
Издание готовили на протяжении семидесяти лет, тщательно собирая и дополняя информацию с появлением новых уникальных экспонатов, сообщает Vecher.kz.
«В целом можно сказать, что коллекционирование дальневосточных произведений искусства в музее началось в 1935 году, со времени создания Казахской государственной художественной галереи в Алма-Ате, – рассказывает директор Государственного музея искусств имени Кастеева Гулаим Жумабекова. – В 1936 году музеи Москвы и Ленинграда передали в фонд галереи несколько сотен экспонатов. С середины 1950-х годов уже приобретались интереснейшие работы из частных коллекций. Среди них чистотой стиля, яркой образностью, художественными достоинствами выделяется работа неизвестного художника XVI века «Портрет двух дам», выполненная цветной тушью по шелку».
Можно сказать, что эта картина и положила начало собранию, в котором сейчас насчитывается свыше тысячи экспонатов. При этом символично, что выпустить каталог удалось только сейчас – в год 25-летия установления дипломатических отношения между Казахстаном и Китаем.
В честь презентации издания в стенах музея открылась выставка, на которой представлены созданные мастерами Поднебесной картины, предметы одежды, изделия из фарфора и многое другое. Каждый экспонат – произведение искусства тончайшей работы. Например, внимание привлекает расположенная в центре зала огромная ваза с изображением маленьких мальчиков.
«Изделия, расписанные китайскими мастерами, отличаются качеством, красотой, изяществом, оригинальностью декора, разнообразием форм и сюжетов, – рассказывает куратор выставки, составитель и автор статей каталога «Искусство Китая» Мария Копелиович. – Яркая, необычная красота китайских пейзажей, буддийских храмов и святых, изящные формы дворцов и пагод, растительные орнаменты, плавные линии цветочных композиций, рисунки, иероглифы – все это говорит о высочайшем мастерстве художников. Каждый мастер, используя иероглифическую надпись, привносил свои определенные смыслы».
Также в зале представлены полотна неизвестных китайских художников и предметы одежды, которую когда-то носили императоры Поднебесной.
Кроме того, на выставке можно увидеть традиционные металлические сосуды, предназначенные для жертвоприношений предкам, скульптурные изображения Будд. Для последних характерны тщательность и точность в проработке деталей, прекрасное чувство материала.
«Произведения китайских гончаров XVIII–XXI веков демонстрируют многообразный мир форм, технологий и бытования предметов из беложгущейся глины – каолина, – отмечает Мария Копелиович. – Помимо всего прочего Китай с древнейших времен известен высокохудожественными произведениями вышивки. Этот вид прикладного искусства порой называют «живописью иглой».
Так, в зале можно увидеть вышитый императорский халат с изображениями золотых драконов, выполненный в конце XVIII века. Заметно выделяется в экспозиции и, например, художественная резьба по камню, чья история насчитывает более четырех тысяч лет. Секреты этого искусства хранились и передавались мастерами из поколения в поколение. На выставке представлены предметы, созданные в этой технике. В частности, такие как «Гаунь Инь – чадодарительница», скульптурная группа «Три божества» на невысоком постаменте.
В экспозицию также вошли графические произведения художников XVI–XXI веков. И это лишь часть коллекции произведений искусства, которая хранится в фондах.
«Мы уже не раз проводили выставки произведений искусства Китая. У нас богатая история сотрудничества с этой страной. Наши специалисты ездили в соседнюю страну, китайские художники, сотрудники музеев и искусствоведы бывали у нас, проводились обменные выставки», – вспомнила заместитель директора Государственного музея искусств имени Кастеева Светлана Кобжанова.
Ее рассказ дополнил руководивший когда-то музеем член Союза художников Казахстана профессор Байтурсын Уморбеков.
«Культура Поднебесной Казахстану очень близка. Например, когда я возглавлял Государственный музей искусств имени Кастеева, мы очень тесно сотрудничали с Китаем. Особенно запомнилась поездка в Поднебесную, когда нас познакомили с историей китайского фарфора», – рассказал художник.
Однако несмотря на такую тесную дружбу, каталог удалось выпустить только сейчас, потому что это долгая и очень кропотливая работа при содействии спонсоров. Издание вышло тиражом 850 экземпляров. Найти его можно в библиотеках и музеях страны. Кроме того, в будущем на официальном сайте Государственного музея искусств имени Кастеева появится электронная версия каталога.
Статья опубликована в № 99 от 27.08.2022 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Поднебесная выставка».
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!