Реализация пилотного проекта БРТ (скоростные автобусные линии) будет запущена в этом году по поручению акима Алматы Ерболата Досаева. Для его реализации выбрана одна из наиболее протяженных городских магистралей – пр. Райымбека, по которому проходят 83 маршрута общественного транспорта, из которых 11 – магистральные. Общая протяженность БРТ составит 17 км, проект также включает в себя создание транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Алтын Орда».
При реализации проекта протяженность выделенных полос для общественного транспорта вырастет с менее 70% до более 90% длины коридора, появятся выделенные полосы в левой полосе с платформами, а скорость движения общественного транспорта вырастет на 70%. Таким образом, будет обеспечен приоритет общественного транспорта на всем протяжении коридора, средний интервал движения в час пик составит менее 5 минут.
Проект планируется реализовать в 2 этапа при координации проектного офиса акимата. Первый – в текущем году, с обустройством выделенных полос на центральном участке пр. Райымбека от ул. Ахрименко до ул. Пушкина. Строительно-монтажные работы запланированы на второе полугодие 2024 года.
Второй этап охватит западную часть - от ул. Ахрименко - до рынка «Барлық» с реализацией в 2025–2026 годах. Также в этот период запланирована пробивка пр. Райымбека от ул. Пушкина до ТПУ «Восточный».
Организация линий БРТ предусмотрена Генеральным планом Алматы до 2040 года с целью формирования удобной транспортной инфраструктуры, повышения доступности и привлекательности общественного транспорта для горожан и жителей Алматинской агломерации. БРТ поможет горожанам быстрее добираться до места назначения. В рамках разработки Комплексной транспортной схемы Алматы идет актуализация транспортной инфраструктуры города и пригородных маршрутов. В настоящее время коридор БРТ в Алматы включает в себя такие улицы, как Тимирязева, Мустафина, Жандосова и Сулейменова, общей протяженностью 8,7 километра.
Отметим, что инфраструктура БРТ, или BRT (Bus Rapid Transit) – «Скоростных автобусных перевозок», призвана повысить качество городского общественного транспорта. Во многих городах мира (Сеул, Стамбул, Мехико и др.) наземный городской транспорт работает по схеме БРТ на наиболее загруженных магистралях.