Презентация выставки прошла с участием коллектива первого в Центральной Азии профессионального инклюзивного театра «Действие буквально», в котором половина артистов – люди с ментальными особенностями: аутизмом и синдромом Дауна. Это профессиональная независимая творческая группа, где нейроотличные и нейротипичные люди нашли равную возможность для самореализации. Коллектив успешно выступает на различных площадках, выезжает на гастроли и принимает участие в творческих проектах.
У 28-летней Марии Дубоделовой синдром Дауна, и родители говорят, что когда их дочь подросла, они задумались, чем она будет заниматься в жизни, как ей найти себя, потому что особенным людям нужно постоянно развиваться и не сидеть просто так дома, иначе не избежать деградации личности.
– Когда ребенок учится в школе, то для него есть какие-то развивающие кружки и центры, – говорит мама Марии Дубоделовой Тамара Лю-и-Тянь, – но когда ребенок подрастает, всегда есть ограничения по возрасту. Маша всегда говорила: «Я хочу быть актрисой, суперзвездой». Мы видели, что у нее есть способности к этому, она очень ранимая, восприимчивая, все замечает, переживает. Мы слышали, что в России есть инклюзивные театры – в Москве, Питере, и мечтали, чтобы у нас тоже открылся такой. Однажды услышали, что в Алматы приглашают особенных людей на встречу с актерами, и есть идея открыть инклюзивный театр «Действие буквально». Сразу побежали по указанному адресу, где прошел мастер-класс режиссера из Питера Бориса Павловича, у которого имеется такой театр.
Открытия инклюзивного театра в Алматы пришлось ждать два года.
– Уже думали, что ничего не получится, но однажды нам позвонили и сказали: «Мы организовываем инклюзивный театр. Не хотите ли вы участвовать?», – рассказывает Тамара Лю-и-Тянь. Мы с радостью согласились и пришли с Машей в этот проект в 2017 году.
– Питерский режиссер сказал, что это никакая не терапия, а реальный театр, который будет строиться на основе инклюзии, и все артисты на равных основаниях будут получать заработную плату, – вступает в разговор отец Маши Юрий Дубоделов. – Все друг к другу в театре и вне его относятся как равный к равному, в этом заключается суть самого театра. К сожалению, в период пандемии и после стало очень сложно найти спонсоров, но с появлением творческого пространства Efes Art Space одна из актрис театра «Действие буквально» Рената Машекенова выставила в нем свои картины, и теперь наша дочь Маша выставляет здесь свои письма. Мы, честно говоря, не ожидали, что это будет так креативно представлено.
– Маша очень много пишет, лет десять уж точно, – рассказывает мама Марии. – Раньше она вела дневник, куда записывала свои мысли – чувства, переживания, желания. С появлением театра в ее жизнь пришли коллеги, друзья, и она стала писать адресно. Вечерами сидит и пишет, а мы собирали эти письма, потому что она их потом разрывала, выкидывала, говорила, что все это уже старое, ненужное. То, что удалось сохранить, мы предоставили организаторам экспозиции. Когда нам сказали, что есть идея сделать выставку, мы даже не представляли себе, как это может выглядеть. Думали, кому интересно читать эти каракули… Хорошо, что такие проекты начали реализовывать в Казахстане, и мы узнаем про инклюзию, каким образом это происходит. Теперь мы не просто видим, что есть люди с ментальными особенностями, а еще знаем, что они переживают, лучше их узнаем, и это вызывает социальный интерес.
– Вторая половина театра в лице ребят с особенностями – «даунята», аутисты – это те люди, которые не заметны основной части общества, – говорит отец Маши. – Мы, как родители, знаем, что они существуют, а оказывается, у них огромный творческий потенциал. Точные науки для них очень сложны, зато в творческом плане люди с особенностями неограничены. Они чувствуют мир через творчество, через душу. Поэтому если почитать письма Маши, то можно почувствовать мир через их глаза и уши, потому что эти люди открытые, прямые. Они чувствуют человека и в глаза говорят, кто ты есть. Иногда это неудобно слышать, честно говоря, но правду-матку в глаза режут. Они любят обниматься, но люди с синдромом Дауна никогда не сделают этого, если почувствуют, что человек плохой. Иногда человек теряется, если его ни с того ни c сего обнимают.
После беседы с родителями мы поговорили с автором выставки.
– Я пишу душой, от сердца, чтобы верили в меня, доверяли мне, – рассказывает Мария Дубоделова. – Это все эмоции, и рисунки, письма говорят, что люди должны доверять друг другу, любить, защищать, чтобы они никогда не говорили такие слова, что Бога нет. Не надо жаловаться на свою жизнь. Я бы пожелала людям, чтобы они радовались, они же умные все-таки, и я тоже умная, поэтому надо веселиться, когда играет музыка, когда ты смотришь картины, когда закрываешь глаза, и у тебя на облаках шарики.
Маша говорит, что желает сыграть диснеевскую принцессу или сняться в романтическом фильме.
– Актриса – это значит погрузиться в мечту, чтобы душа наполнялась этой энергией, – поясняет она.
– У тебя есть любимая картинка или письмо?
– Не картинка, а картина, – поправляет меня Маша, – Ну, например, вот эта. Это я, это мой воображаемый друг, он не любит, когда его так называют, а вот это вы, это Катя, а это Елена (Катя Дзвоник и Елена Вовнова – кураторы театра «Действие буквально. – Прим. ред.). Катя – это режиссер, а Елена – подруга, она всегда верит в меня. Она говорит такие хорошие слова, что я сегодня даже заплакала.
Статья опубликована в №73 от 15.06.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Шарики
в облаках».
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!